И-16


И-16 (ЦКБ-12) «истребитель шестнадцатый» (в просторечии — «Ишак», «Ишачок») — советский одномоторный истребитель-моноплан 1930-х годов, созданный в бригаде Николая Николаевича Поликарпова конструкторского бюро ОГПУ. Первый в мире поточно производимый[3] истребитель-моноплан с убирающимся в полёте шасси. Cамый многочисленный истребитель межвоенного времени в мире: уже к началу Второй мировой войны построено более шести тысяч И-16.

Самолёт имел деревянную конструкцию с обшивкой, выклеенную из шпона и полотна. Основной истребитель ВВС РККА с 1936 и до начала 1942 года.

Разработка И-16 инициативно начата специалистами бригады № 2 ЦКБ-39, начальником которой был Николай Николаевич Поликарпов. Эскизный проект скоростного истребителя-моноплана выполнен в 1932 году, в самом конце Первой пятилетки. В середине 1933 года, в связи с трудностями в доводке И-14 (АНТ-31) П. О. Сухого, руководство ВВС обращает внимание на инициативный проект скоростного истребителя-моноплана бригады Поликарпова, которому дан шифр ЦКБ-12.

Первый полёт на прототипе был выполнен 30 декабря 1933 года лётчиком-испытателем Государственного авиационного завода № 39 (ГАЗ № 39) Валерием Чкаловым.

Руководство ВВС отдало предпочтение ЦКБ-12 Поликарпова как более дешёвому и технологичному (деревянно-металлическая, т. н. смешанная конструкция против цельнометаллической И-14) при несколько более высоких лётных характеристиках, перспективах доводки и освоения в производстве.

На государственных испытаниях в феврале 1934 года два прототипа поднимали в воздух лётчики-испытатели Владимир Коккинаки и Василий Степанчонок, которые дали нелестные отзывы о самолёте. После ознакомления с докладом лётчиков-испытателей Юмашева и Чернавского[en], командующий ВВС Алкснис приказал летать на самолёте И-16 только наиболее опытным лётчикам.