Йын


Младший брат и противник верховного бога и демиурга Кугу-Юмо. Согласно поздней легенде, Йын задержал разговором старейшину марийцев Бедоя, когда тот шёл к Кугу-Юмо, распределявшему религии среди народов Земли, за что Кугу-Юмо заставил марийцев поклоняться Йыну. «Помогал» Кугу-Юмо создавать Вселенную. В марийской мифологии образ Йына получил сугубо негативную, демоническую окраску. Однако очевидна близость Йына удмуртскому и горномарийскому Инмару, карело-финскому Ильмаринену и особенно коми-зырянскому Ену. Местом обитания Йына считался нижний, подземный мир, где у него были свой дом и семья. Небо нижнего мира считалось сделанным из камня, а зажжённая поминальная свеча играла роль солнца. Но там — так же, как и на земле — росли травы, деревья. В одной быличке люди вырубили посвящённую Йыну рощу, и при постройке новой изгороди случайно задели заострённым колом дверь жилища Йына. Ночью Йын явился к нарушившему его покой главе рода и угрожал расправой в случае, если кол не вытащат.

Наименование "Йын" имеет древнее общефинно-угорское происхождение и, по мысли В. Петрухина, как и имя верховного бога коми Ена, восходит к древнему финно-угорскому обозначению воздуха, неба — Илма (*Ilma). Как в мифологиях других народов Поволжья, в том числе восточных славян, чаще всего он известен и упоминается в источниках под именем Керемета, а также Шайтана, Сатаны, Явыла, Удея и т. д. Имя Керемет — марийское и удмуртское заимствование из булгарского (ср. чуваш. кирамат — «дух»). Булгары заимствовали это слово из арабского («чудо»). У самого слова — общее происхождение со словом "Кереметь".