Антонов (компания)


ГП «Анто́нов» — украинское государственное предприятие, основной сферой деятельности которого являются грузовые авиаперевозки, а также разработка, производство и ремонт самолётов серии «Ан». Входит в состав государственного концерна «Укроборонпром». Основано как опытно-конструкторское бюро на Новосибирском авиазаводе под руководством О.К. Антонова, с 1952 года — в Киеве. Наиболее известные модели самолётов — лёгкий самолёт «Ан-2», пассажирский самолёт «Ан-24», средний транспортный самолёт «Ан-12», тяжёлый транспортный самолёт «Ан-124» («Руслан»), самый большой самолёт в мире «Ан-225» («Мрия»).

Помимо самолётостроительных подразделений, в состав ГП «Антонов» входит грузовая авиакомпания «Авиалинии Антонова», на которую в настоящее время приходится более 90 % совокупной выручки ГП «Антонов»[1][2].

Опытно-конструкторское бюро ОКБ-153 образовано 31 мая 1946 года постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР на Новосибирском авиационном заводе имени В. П. Чкалова. Главным конструктором назначили Антонова Олега Константиновича. Сразу ОКБ было дано задание на создание сельскохозяйственного самолёта «Ан-2», первый полёт которого состоялся 31 августа 1947 года.

Летом 1952 года ОКБ переезжает в Киев. В конце 1953 года предприятие получило сложное задание по созданию военно-транспортного самолёта с двумя турбовинтовыми двигателями. В результате был сконструирован самолёт «Ан-8», который впервые взлетел 11 февраля 1956 года. К разработке самолётов «Ан-10» и «Ан-12» ОКБ приступило в 1955 году. 7 марта 1957 года совершил первый полёт пассажирский «Ан-10», а 16 декабря того же года на Иркутском авиационном заводе выполнил первый полёт транспортный «Ан-12». В 1956 году по заданию Правительства СССР коллектив ОКБ-153 приступил к созданию самолёта «Ан-14». Первый полёт на «Ан-14» был выполнен 14 марта 1958 года. В период 1957—1959 годов создан пассажирский самолёт «Ан-24», впервые взлетевший 20 октября 1959 года.

В 1959 году началось строительство в посёлке Гостомель под Киевом базы для лётных испытаний и доводки самолётов. За 30 лет был создан комплекс, по оснащению и возможностям сравнимый с ведущими лётными центрами европейских государств.

В конце 1960 года ОКБ приступило к разработке самолёта «Ан-22» («Антей») — первого в мире широкофюзеляжного самолёта, первый полёт которого состоялся 27 февраля 1965 года.