КМ-1М


КМ-1Мкатапультируемое кресло разработки ОКБ-155 (в н.в. АО «РСК «МиГ»). Предназначалось для установки на самолётах третьего поколения. Расшифровка аббревиатуры: кресло Микояна первое модернизированное.

Катапультное кресло КМ-1М предназначено для размещения лётчика в кабине самолёта в полёте и для покидания самолёта в аварийной ситуации. Катапультирование лётчика производится вытягиванием рукоятки катапультирования на чашке кресла, после чего все системы спасения работают автоматически вплоть до ввода в действие спасательного парашюта. Безопасное покидание самолёта обеспечивается на высотах до 20 км горизонтального полёта, до индикаторных скоростей 1200 км/ч, а также во время взлёта и посадки при перемещении самолёта со скоростью не менее 140 км/ч.

При катапультировании лётчик берётся обеими руками за рукоятку катапультирования, сжимает поручни и энергично тянет на себя. При этом срабатывает механизм блокировки катапультирования, который разблокирует дальнейшее движение рукоятки катапультирования при сбросе крышки фонаря.

При срабатывании пиропатрона стреляющего механизма ПК-16 происходит перемещение кресла по направляющим рельсам, выдвижение штанги парашютного механизма и выдвижение в поток первого стабилизирующего парашюта.

В зависимости от скорости на момент покидания самолёта, с задержкой от 0 (при скорости менее 500 км/ч) до 1,66 сек срабатывает автомат КПА-4, который отстреливает штангу с первым стабилизирующим парашютом. Отстрел штанги сопровождается: возвратом ограничителей разброса рук в исходное положение, выдёргиванием гибкой шпильки прибора ППК-1М, расчековкой клапанов заголовника и вводом в действие второго стабилизирующего парашюта.

Спуск лётчика в кресле на втором стабилизирующем парашюте происходит до высоты настройки прибора ППК-1М или ППК-У-Т277 (стандартно — 3000 метров). При срабатывании любого из этих приборов происходит: