Кабинет редкостей


Кабинет редкостей, или кунсткамера (англ. cabinet of curiosities, нем. Wunderkammer, Kunstkammer) — комната для размещения и хранения тематических коллекций, состоящих из естественно-научных экспонатов или разнообразных древних, редких и курьезных вещей, как природных, так и рукотворных. Кабинеты редкостей появились в Европе в XVI веке[1], их расцвет пришёлся на XVII век — период барокко. Такие коллекции создавались, как правило, либо представителями высшей аристократии, либо учёными-натуралистами, врачами и аптекарями. Чрезвычайный рост коллекций привел к специализации в собирательстве, а в дальнейшем к созданию тематических музеев.

Все началось с коллекций состоятельных людей и создания мебели для их хранения. Мебельщики создали особый шкаф с дверцей и несколькими полками для коллекции безделушек. Шкаф получил название кабинет. Рост коллекций увеличивал количество шкафов-кабинетов, для которых отвели особую комнату. Чуть позже название шкафа стало использоваться и как название комнаты с коллекциями.

Шкаф-кабинет быстро стал предметом экспериментов мебельных мастеров. Появились шкафы настольные, небольшие по размерам и крупные, на ножках-колоннах с дополнительной полочкой у пола, которую тоже стали использовать для размещения ракушек или ваз. Настольные кабинеты имели несколько полочек, а дверцы, (первоначально без стекла), украшали маркетри (деревянной мозаикой), резьбой, металлическими накладками. Позже появилась дверца со стеклом, что позволяло сразу видеть содержимое полок. Шкафы-кабинеты увеличивались в размерах и позаимствовали стилевые признаки своего времени — маньеризма, барокко, рококо, их орнаменты или детали архитектуры. В XX веке они сами стали предметами коллекционирования различными музеями. Подзабытый тип мебели в конце XX века вновь появился среди изделий модных дизайнеров, хотя мог иметь другое функциональное использование (Джимми Мартин, розовый кабинет для коктейлей).

Если ученых могли привлекать коллекции анатомических чудовищ и аномалий, то художники предпочитали произведения искусства разных эпох и стран. Курьёзные и редкие вещи — постоянная тема натюрмортов эпохи барокко. Даже самые кабинеты редкостей становятся темами картин. Их изображали Франс Франкен Младший, Филипп де ла Гир, Ян Брейгель Старший, Иоганн Георг Хайнц, Этьен де ла Гир и другие художники. Кунсткамерами также называли собрания живописи. Так, например, фламандский живописец Виллем ван Хахт многократно изображал кунсткамеру (собрание картин) коллекционера Корнелиса ван дер Геста в Антверпене.