Каботаж


Кабота́ж (фр. cabotage, от исп. саbо — «мыс»[1][2]), также кабота́жное судохóдство — морское прибрежное (побережное) судоходство[3], термин, использующийся для обозначения «плавания коммерческого грузового или пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства», морская торговля между портами того же государства[4].

Каботажное судно — судно, занимающееся каботажем[4]. Суда для каботажа строились небольшими и лёгкой конструкции[5]. Коммерческое значение каботажа в экономике государства определяется стоимостью фрахта на каботажных судах, которая всегда бывает дешевле тарифа прибрежных железных дорог. В иностранных языках каботажное плаванье называется:

Изначально под термином «каботаж» понимали плавание «от мыса к мысу» без выхода в открытое море[7], это и следует считать оригинальным толкованием данного термина. В каботажном плавании почти всё время находились корабли античных мореходов — сначала египтян, затем греков и римлян, а позднее и викингов и руссов.

Так как в настоящее время почти во всех государствах и странах каботаж является исключительным правом торгового флота этих государств и стран, то «мореходный» каботаж стал равен «юридическому». То есть, нередко, употребляющие термин «каботажное плавание» подразумевают под ним «плавание без выхода за границы страны».

В Российской империи каботаж определялся как прибрежное плавание, не требующее в обычных условиях большой опытности, теоретических знаний и средств мореходной астрономии, а по законам империи — переход из одного русского порта в другой на том же море. Каботаж в Российской империи разрешался только своим подданным и под национальным флагом. С целью развития каботажного судоходства в 1784 году по инициативе князя Потёмкина всем народам была предоставлена свобода торговать в Херсоне, Севастополе и Феодосии на собственных или наёмных судах.

Различают большой каботаж (перевозки грузов и пассажиров между портами разных морей) и малый каботаж (перевозки грузов и пассажиров между портами одного и того же моря).