Кабул


Город стоит на реке Кабул, и находится на высоте 1 800 метров над уровнем моря. Автотрассой соединён с городами Газни, Кандагар, Герат, Мазари-Шариф. В Кабуле производятся боеприпасы, ткань, мебель, сахар. Население города составляет 4 273 156 человек (2020 год, оценка)[1]. Основное население - пуштуны.

О происхождении города и его названии существует много легенд. Одна из них гласит: «Лошадь падишаха резко остановилась. Дальше пути не было. Впереди простиралась водная гладь озера, на середине которого зеленел таинственный остров. После недолгого раздумья падишах созвал своих визирей и приказал им готовить переправу. Из ближних и дальних селений привезли много соломы, высыпали её в озеро, укрепили настил слоем земли, и переправа была готова. Проехав по „соломенному мосту“ на остров, падишах услышал звуки прекрасной музыки. На острове жили искусные музыканты, посвящавшие свой досуг музыке и танцам. Падишах был очарован их игрой. Ему так понравилась эта долина, что он решил построить здесь город. В память о посещении острова он повелел назвать город Капул (соломенный мост). Повеление падишаха было исполнено, в зелёной долине вырос город». Со временем название Капул превратилось в Кабул, а остатки большого озера сохранились в его окрестностях.

Среди жителей Кабула существует ещё одно истолкование названия города, основанное на афганском написании его названия: «Вода между цветов» آب در بين گل, то есть «река, текущая между цветущими берегами». По оценке Е. М. Поспелова, город назван от одноимённого гидронима, этимология которого точно не установлена[3].

Город, известный в древние времена под названием Кубха, упоминается в индийском религиозном сборнике Ригведа и в Авесте, священной книге зороастризма[4]. Ригведа хвалит город как идеальное место для жизни в горах[5]. Город находился под властью мидийцев, пока он не был захвачен Ахеменидами. По данным источникам, в то время город назывался уже «Кабура», данное слово использовал греческий астролог Клавдий Птолемей[4]. Город стал культурным центром зороастризма, буддизма и индуизма. Ещё одним источником описания города служат записки Александра Великого, который исследовал долину после завоевания, однако запись не может считаться достоверной, так как, вероятно, Александр описывал близлежащий небольшой городок. Позже регион стал частью империи Селевкидов, а потом вошёл в состав индийской империи Маурьев[4].