Кагал


Кага́л[1] (Кахал[источник не указан 77 дней], ивр.קָהָל‏‎ — букв. «толпа») — в широком смысле слова — община (громада, мир) евреев, в узком — административная форма самоуправления евреев Польши и других стран Восточной Европы в XVI—XVIII веках, в Российской Империи 1772—1893 годов[2]. В переносном смысле — шумная толпа, беспорядочное сборище[3][4].

В Европе, в период с XVI века по XVIII век, кагал как представительство или правление еврейской общины в населённых пунктах ведало сношением с властями, сбором податей, школами и другими общественными учреждениями, разбором гражданских дел между евреями[5]. Старшина в кагале, еврейский голова, староста — Кага́льный[1]. Общинки (территории), зависимые от правления центральной общины (и подведомственного округа), образовывали прикагалки[6].

В греческом тексте Септуагинты и еврейском тексте Торы Исхода 12.6[7] существуют два похожих, но не равнозначных названия для слова «собрание» — греческому (др.-греч. συναγωγης сюнагогэ́с «собрание») соответствует еврейское (ивр.עדת‏‎ áдат «избранные [из толпы народа]; депутаты»), а греческому (др.-греч. πληθóς плетóс «множество») соответствует еврейское (ивр.קהל‏‎ кахáл «толпа», букв. «шум; голосá»). В Евангелии от Матфея 16.18[8] греческое (др.-греч. εκκλησιαν экклеси́а «община») соответствует сирийскому христианскому (ивр.עדתא‏‎ и́дто «община»).

«Экклесия» (греч. εκκλησια — букв. «созыв») в Древней Греции — высший орган государственной власти, народное собрание. В Афинах в V веке до н. э. «экклесией» назывался верховный орган государственной власти, осуществлявший законодательную, исполнительную и судебную власть.

Под польским названием «зборы жидувске» эта форма еврейского самоуправления получила официальное признание в государствах, где имелись еврейские общины. В польской истории Ваада четырёх стран известны грамоты Сигизмунда II евреям Люблина (1556), Львова (1569), Познани (1571). Впоследствии за этим советом закрепилось слово кагал. Уже в польских грамотах XVI века кагалу передавалось право раввинов надзирать за религиозным бытом евреев, право карать нарушителей отлучением — херемом, изгнанием.