Казанский метрополитен


Каза́нский метрополите́н (тат. Казан метрополитены) — рельсовый внеуличный (преимущественно подземный) городской общественный транспорт на электрической тяге, расположенный в Казани. Стал первым (и, на данный момент, — единственным) метрополитеном в России, построенным после распада СССР, седьмым (и, на данный момент, — последним) по счёту в России после Московского, Петербургского, Нижегородского, Новосибирского, Самарского и Екатеринбургского и третьим в Приволжском федеральном округе после Нижегородского и Самарского и вторым построенным на постсоветском пространстве после Днепропетровского (позже — Днепровского). Является самым безопасным в России[4].

По длине эксплуатируемых линий занимает 154-е место в мире, одиннадцатое — среди метрополитенов бывшего СССР (после Московского, Петербургского, Киевского, Ташкентского, Харьковского, Минского, Бакинского, Тбилисского и Нижегородского), четвёртое — в России. По числу станций Казанский метрополитен занимает 5-е место в России после метрополитенов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Новосибирска.

Открытие первого участка «Кремлёвская» — «Горки» состоялось 27 августа 2005 года, и оно было приурочено к празднованию 1000-летия Казани. Сегодня система состоит из единственной линии длиной 16,8 км с 11 станциями. Она проходит с севера через центр на юго-восток города. В августе 2018 года открыли станцию «Дубравная».

Первые проекты наземного скоростного внеуличного рельсового транспорта (городского поезда) появились ещё в 1930-х годах. Однако их осуществлению помешала Великая Отечественная война. О необходимости такого транспорта вновь вспомнили в 1960-е годы, когда началось строительство удалённых жилых кварталов и был составлен генплан 1969 года с предусмотренным метрополитеном. В конце октября 1979 года в Казани родился миллионный житель. Именно с этого года претензии тогдашней ТАССР к руководству страны по поводу метро стали более-менее обоснованными, так как метрополитены в СССР строились, в первую очередь, в городах-миллионерах.

Однако реальная подготовка к строительству началась лишь в 1983 году. Маршрут первой линии остался практически неизменным с тех времён. Целью этого маршрута было соединить спальные районы Горок на юго-востоке с центром и северной промышленной зоной города, попутно захватив не менее населённые Московский и Авиастроительный районы. В 1988 году начались первые подготовительные работы по строительству. Однако ещё до распада СССР сооружение новых метрополитенов отменили ввиду кризиса экономики согласно закрытому постановлению Совета министров СССР от 21 июля 1989 года. В 1991 году Советский Союз распался, и экономические, а также политические потрясения, потрясшие Татарстан и Россию, привели к тому, что проект Казанского метрополитена был свёрнут.