Казанское моторостроительное производственное объединение


Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО) (тат. Казан мотор төзүчеләр җитештерү берләшмәсе) — одно из крупнейших в России предприятий авиационной и машиностроительной промышленности, действующее в Казани. Находится в Авиастроительном районе города у названной в его честь площади Моторостроителей, восточнее улицы Дементьева посёлка-микрорайона Караваево. Наряду с расположенным рядом Казанским авиационным заводом имени С. П. Горбунова является одним из районообразующих предприятий.

Официально датой основания Казанского моторостроительного производственного объединения считается 1931 год — год создания на базе завода «Взрыватель» Воронежского моторного завода № 16, эвакуированного в 1941 году в Казань на территорию Казанского моторного комбината (завода) № 27 и объединённого с ним и с рядом других заводов в предприятие под названием «Завод № 16»[2][3].

В апреле 1935 года приказом Главного управления авиационной промышленности «Гипроавиапрому» было дано новое задание — спроектировать самолётное и авиамоторное производство на площадях «Завода № 124 имени Серго Орджоникидзе» и присвоить ему название «Самолётно-моторный комбинат № 124-27». Но уже в следующем году встал вопрос о нецелесообразности размещения в одном корпусе самолётного и авиамоторного производств. В результате в апреле 1937 года из Москвы было получено разрешение развивать авиамоторный завод № 27 отдельно[3]

В 1936—1937 годах завод занимался в основном ремонтом моторов, причём, в очень малом объёме. 21 марта 1937 года поступил приказ Наркомата авиационной промышленности, согласно которому заводу приписывалось организовать производство авиационного центробежного нагнетателя АЦН-2 и авиационного нагнетателя АН-1.

В 1938 году завод приступил к производству авиационного центробежного нагнетателя АЦН-2 для мотора М-103, занимался ремонтом двигателей М-17, М-25 и М-34, а также выпуском деталей для самолёта У-2.

7 июня 1939 года Наркомат авиационной промышленности издал приказ, согласно которому самолётно-моторный комбинат № 124/27 разделялся на два самостоятельных предприятия: завод № 27 моторного производства и завод № 124 самолётного производства.