Кайзер, Генри Джон


Ге́нри Джон Ка́йзер (англ. Henry John Kaiser; 9 мая 1882 — 24 августа 1967) — американский промышленник и предприниматель, основатель ряда крупных промышленных и коммерческих компаний.

В возрасте двадцати лет он работал учеником фотографа и к 20 годам имел собственную фотостудию в Лейк-Плэсиде. Используя собственные сбережения в 1906 году переехал на западное побережье США в штат Вашингтон[1] и в 1914 году основал дорожную компанию, одну из первых, которая использовала тяжёлые строительные машины. В 1927 году его компания значительно расширилась после получения $20-миллионного контракта на строительство дорог на Кубе. В 1931 году его компания стала одним из основных подрядчиков строительства дамбы Гувера, а также дамб Бонневилль (англ.) и Гранд-Кули на реке Колорадо.

Затем Кайзер построил верфи в Сиэтле и Такоме, где начал массовое внедрение таких методов, как сварка вместо заклёпок.[1]

Самым известным детищем Кайзера стали названные в его честь верфи — Kaiser Shipyard в Ричмонде, штат Калифорния. В годы Второй мировой войны грузовые корабли серии «Либерти» выпускались в среднем каждые 45 дней. Однажды компания построила корабль за четыре дня. Им стал Robert E. Peary водоизмещением 10 500 тонн. Он был заложен 8 ноября 1942 года и спущен на воду с верфи Richmond Shipyard #2 12 ноября. Срок постройки судна составил четыре дня и 15 с половиной часов.[2] Предыдущий рекорд принадлежал кораблю Joseph M. Teal серии «Либерти», построенному за десять дней.

Посещение одним из соратников Кайзера заводов Ford привело к массовому использованию сварки вместо заклёпок при строительство кораблей. Этот метод был проще и выгоднее, так как позволял быстрее обучать чернорабочих, многие из которых были женщинами.[3]

Другие верфи Кайзера располагались в Райан-Пойнт (Ryan Point) в Ванкувере, Канада, и на Суон Айленд (Swan Island) в Портленде, штат Орегон. Небольшое судно, построенное за 71 час и 40 минут, было спущено на воду с верфи Ванкувера 16 ноября 1942 года.[4] Разработанная им концепция массового производства коммерческих и военных судов используется и сегодня. Вместе с доктором Сидни Гарфилдом (Sydney Garfield) он основал Kaiser Permanente HMO. Кайзер производил корпуса для сотен небольших американских кораблей, ходивших в Тихом и Атлантическом океанах.