Калашников, Михаил Тимофеевич


Михаи́л Тимофе́евич Кала́шников (10 ноября 1919[1][2][…], Курья, Алтайская губерния, Российское государство — 23 декабря 2013[2][3], Ижевск)[4][5] — советский и российский конструктор стрелкового оружия. Доктор технических наук (1971), генерал-лейтенант (1999), создатель всемирно известного автомата Калашникова (АК).

Герой Российской Федерации (2009), дважды Герой Социалистического Труда (1958, 1976), лауреат Сталинской премии l степени (1949), Ленинской премии (1964) и Государственной премии Российской Федерации (1997). Кавалер трёх орденов Ленина (1958, 1969, 1976) и ордена Святого апостола Андрея Первозванного (1998)[6].

Член Союза писателей и Союза дизайнеров России. Депутат Союза Верховного Совета СССР 3—4 (1950—1958) и 7—11 (1966—1989) созывов[6].

Родился 10 ноября 1919 года в селе Курья Алтайского края. Был семнадцатым ребёнком в многодетной крестьянской семье, в которой родилось девятнадцать, а выжило восемь детей[7].

В 1930 году семья его отца — Тимофея Александровича Калашникова, признанного кулаком, была сослана из Алтайского края в Томскую область, посёлок Нижняя Моховая (ныне Бакчарский район, около села Парбиг). С детских лет Калашников интересовался техникой, с интересом исследуя устройство и принципы работы разных механизмов. В школе он увлекался физикой, геометрией и литературой. По окончании седьмого класса с разрешения родителей вернулся на Алтай, в Курью, но устроиться на работу не смог. Проучившись там ещё год, решил вернуться к матери и отчиму, где получил паспорт, подделав печать местной комендатуры в справке (сыну кулака справка не полагалась)[8]. По другим данным, в 1936 году, Калашников не подделал печать, а лишь слегка подправил дату рождения, чтобы получить паспорт[9].

Через несколько месяцев после повторного возвращения в Курью впервые ознакомился с устройством оружия, разобрав собственными руками пистолет браунинг. В 18 лет покинул родное село и переехал в Алма-Атинскую область Казахской ССР, где с 1936 по 1938 год работал техническим секретарём политотдела 3-го отделения Туркестано-Сибирской железной дороги на станции Матай[6][10]. Общение с машинистами, токарями, слесарями депо укрепило интерес Михаила к технике и зародило желание сделать что-либо лично самому.


Награды Калашникова в Музее стрелкового оружия в Ижевске