Калишер, Цви-Гирш


Ещё в раннем возрасте обнаружил блестящие способности и прославился, как один из наиболее даровитых учеников р. Акивы Эгера, р. Якова Лиссы и других светил тогдашнего раввинского мира Германии. Молодым ещё человеком Калишер занял место раввина в Торне, причём отказался от всякого вознаграждения. В 1842 или 1843 г. он издал «Эвен бохен» (אבן בחן), комментарий к 89 главе «Хошен мишпат» (חושן משפט) — отрывок из его трёхтомного труда «Мознаим ле-мишпат» (מאזניים למשפט), первые две части которого вышли в 1855 году, третья осталась в рукописи. В своём сочинении «Эмуна яшара» (1843—1871 אמונה ישרה), содержащем метафизические исследования по многим вопросам религиозной философии, Калишер обнаружил основательное знакомство со средневековой еврейской и новейшей философией; некоторые изложенные в нём взгляды вызвали усиленную полемику, на которую Калишер откликнулся рядом статей и заметок в «ха-магид», «ха-леванон» и «ха-иври». В этих же журналах Калишер выступал и против идейных поборников религиозной реформы Авраама Гейгера и его единомышленников; в «Orient» Калишер выступил против Самуила Гольдгейма по вопросу об обрезании.