Кальвино, Итало


И́тало Кальви́но (итал. Italo Calvino; 15 октября 1923 года — 19 сентября 1985 года) — итальянский писатель, публицист и прозаик, фольклорист, журналист.

Родился в Сантьяго-де-Лас-Вегас (исп.)[5], пригороде Гаваны на Кубе, где работал его отец-анархист[6]. Вскоре семья возвратилась в Италию. Отец Кальвино, Марио, сотрудничал с русским революционным движением и предоставил свой паспорт эсеру-террористу Всеволоду Лебединцеву, осуждённому и повешенному в 1908 году под именем Марио Кальвино (прототип Вернера в «Рассказе о семи повешенных» Леонида Андреева). Когда это выяснилось, настоящему Марио Кальвино пришлось эмигрировать за океан.

Детство провёл в Сан-Ремо, там получил среднее образование. В начале Второй мировой войны прервал обучение на аграрном факультете и в 1943 присоединился к партизанскому движению (Гарибальдийские бригады). В 1945 году переезжает в Турин, где сотрудничает с разными газетами. В 1944 году становится членом Итальянской коммунистической партии[7].

После войны опять учится, но на филологическом факультете. В 1947 году окончил университет, защитив дипломную работу по творчеству Джозефа Конрада, и начал работать в коммунистической газете «L’Unità»[5].

При посредничестве друзей-писателей Чезаре Павезе и Элио Виторини Итало Кальвино издал первую книгу «Тропа паучьих гнёзд» (Il sentiero dei nidi di ragno) — неореалистическую повесть, основанную на собственном партизанском опыте[8], а в 1949 году — сборник повестей «Последним прилетает ворон» (Ultimo viene il corvo). Обе книги появились в окружении неореализма. В этот период выходит и книга «Юноши с берегов По» (I giovani del Po), неореалистическая и пролетарская согласно тематике, близкая к прозе Ч. Павезе.

В 1952 году Итало Кальвино отходит от социально-критической литературы и посвящает себя фантастике. Выходят произведения «Раздвоенный виконт» (Il visconte dimezzato), «Барон на дереве» (Il barone rampante) и «Несуществующий рыцарь» (Il cavaliere inesistente), которые составляют трилогию под названием «Наши предки» (I nostri antenati). Трилогия живописует аллегорический образ современного человека.