Кальвин, Жан


Жан Кове́н, или Жан Кальви́н[комм. 1] (фр. Jean Calvin, ср.-франц. Jean Cauvin, лат. Ioannes Calvinus; 10 июля 1509, Нуайон — 27 мая 1564, Женева) — французский теолог, полемист и пастор времён протестантской Реформации. Считается одним из основателей кальвинизма ― системы христианского богословия, включающей доктрины предопределения и абсолютного суверенитета Бога в спасении человеческой души от смерти и вечного проклятия, в которых Кальвин развил учение Августина и других христианских богословов.

Кальвин получил юридическое образование в университетах Парижа и Орлеана. Около 1530 года он покинул Римско-католическую церковь[2]. Когда во Франции начались гонения на протестантов, Кальвин бежал в Базель (Швейцария), где в 1535 году опубликовал первое издание своего главного труда ― «Наставлений в христианской вере». В следующем году Гийом Фарель убедил Кальвина поддержать Реформацию в Женеве, и он начал в городе проповедническую деятельность[3]. Городской совет воспротивился реализации идей Кальвина и Фареля, и обоих реформаторов изгнали из города. По приглашению Мартина Буцера изгнанный Кальвин отправился в Страсбург, где принял на себя руководство общиной французских беженцев[комм. 2]. Находясь в Страсбурге он продолжал оказывать поддержку женевской Реформации, и в 1541 году его снова пригласили возглавить городскую общину[4].

Вернувшись в Женеву, Кальвин стал последовательно вводить новую форму церковного управления и богослужений, несмотря на сопротивление нескольких влиятельных семей. В этот период в город прибыл Мигель Сервет, испанец, взгляды которого на Троицу католики и протестанты считали еретическими. Сервет был арестован городским советом и предстал перед судом. Обвинительную часть суда вёл Кальвин; Сервет был сожжён на костре. После наплыва французских беженцев и новых выборов в городской совет противники Кальвина утратили влияние в Женеве[5]. Свои последние годы Кальвин провёл, занимаясь продвижением Реформации как в Женеве, так и по всей Европе[6].

Кальвин был неутомимым полемистом и апологетом, его учение и труды вызвали много споров. Он вёл сердечную переписку с Филиппом Меланхтоном и обменивался письмами поддержки со многими реформаторами, например Генрихом Буллингером. В дополнение к «Наставлениям в христианской вере», Кальвин написал комментарии к большинству книг Библии, вероисповеданиям и различным другим теологическим трудам того времени. Различные конгрегационалистские, реформатские и пресвитерианские церкви, которые считают Кальвина основателем их вероучения, распространены по всему миру. По известной оценке Макса Вебера, культурные последствия протестантской Реформации не совпадали с мотивами Кальвина и его последователей, а иногда были прямо противоположными их намерениям[7].