Калягин, Александр Александрович


Алекса́ндр Алекса́ндрович Каля́гин (род. 25 мая 1942, Малмыж, Кировская область) — советский и российский актёр и режиссёр театра и кино; народный артист РСФСР (1983)[1][2], лауреат двух Государственных премий СССР (1981, 1983) и Премии Союзного государства в области литературы и искусства (2006).

Основатель и художественный руководитель московского театра «Et Cetera» (с 1993 года), председатель Союза театральных деятелей России (1996—2023). Член Общественной палаты России (2006—2012). Член партии «Единая Россия» (2003).

Родился 25 мая 1942 года в Малмыже Кировской области в семье педагогов Александра Георгиевича Калягина (1895—1942) и Юлии Мироновны Зайдеман (1901—1973)[3][4]. Родители были эвакуированы в Малмыж вместе с Московским областным педагогическим институтом имени Н. К. Крупской, где отец был деканом исторического факультета, а мать заведовала кафедрой французского языка на филологическом факультете[5]. После эвакуации института отец был назначен его директором, но скоропостижно умер в июне 1942 года от инсульта — через месяц после рождения сына, которого мать воспитывала одна[6].

В 13 лет Александр Калягин написал Аркадию Райкину наивное письмо с массой грамматических ошибок о своём желании стать актёром и нежелании учиться. Аркадий Исаакович ответил на письмо: «Саша, я верю в труд. Что такое труд? Труд — это основа всего для меня…»[7]. То самое письмо Александр Калягин прочёл Аркадию Райкину в эфире «Театральных встреч» в 1978 году.

В 1959 году Калягин окончил Московское медицинское училище № 14 по специальности акушер, в течение двух лет работал фельдшером на подстанции № 4, московской станции скорой помощи[8]. В 1965 году Александр окончил Театральное училище имени Б. Щукина и был принят в труппу Театра на Таганке. Однако вскоре он почувствовал, что не вписывается в театральную эстетику Юрия Любимова и в 1967 году перешёл в Театр имени М. Н. Ермоловой[8]. В этом театре он сыграл роль, которую сам считает началом своей артистической карьеры, — Поприщина в «Записках сумасшедшего»[8].

В 1970 году Олег Ефремов пригласил Калягина в «Современник», однако сам вскоре ушёл во МХАТ. В 1971 году вслед за Ефремовым перешёл во МХАТ и Калягин. Среди лучших ролей, сыгранных им на этой сцене, — Тригорин в чеховской «Чайке», Полуорлов в пьесе М. Рощина «Старый Новый год», Лёня Шиндин в пьесе «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана, Оргон в мольеровском «Тартюфе», Федя Протасов в «Живом трупе» Л. Толстого[8].