Каменная баба


Ка́менные ба́бы — антропоморфные менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 метров, изображающие воинов, иногда (до 70 % среди половецких изваяний) женщин, а также родственные им каменные изображения в степях Алтая[1], Тувы, Казахстана, Азербайджана и Монголии[2][3], в южной Сибири[4][5][6][7][8][9][10][11][12][13][14][15][16].

По мнению советского искусствоведа А. А. Фёдорова-Давыдова, они издавна привлекали внимание русских людей и служили своеобразным символом господства кочевников над степью[17]. Ставились на курганах древними народами, например, возможно, скифами[18] или половцами и другими. Найдены в больших количествах в степной полосе России[19], Южной Сибири, в Азербайджане[20], на востоке Украины, в Германии, Средней Азии[21] и Монголии. Связаны с культом предков[20].

Употребление названий «человек камен» или «девка камена», «каменные бабы» зафиксировано с XVIII века[17]. В Малороссии их также называли «мамая́ми»[22]. Есть также предположение об использовании для их обозначения древнего слова «бълван»)[23]. Так, в «Слове о полку Игореве» упоминается «тмутараканский болван»[24], однако общепризнанного истолкования это место в Слове не имеет.[25] Орхоно-енисейские рунические надписи, сделанные тюрками Сибири, сообщают о балбалах — каменных столбах, изображающих убитых врагов. При этом в сохранившейся тюркской традиции собственно статуи (не столбы) считаются памятниками героям-богатырям. Считалось, что враги после смерти в потустороннем мире служат победителю, а самый сильный из них, представленный в виде каменного идола, станет главным слугой и союзником[17].

Упоминание о каменных бабах оставил поэт XII века Низами, который рассказывал о пожертвованиях половцев каменным идолам[26]. Посол папы римского Вильгельм де Рубрук, проезжая в 1253 году половецкой степью, наблюдал, как половцы насыпали большие холмы и сооружали на них статуи, обращённые лицами на восток и держащие в руке чашу[27].