Камер-Коллежский вал


Кáмер-Коллéжский вал — бывшая высокая земляная насыпь, окруженная снаружи рвом и заставами, а затем ставшая кольцом улиц в Москве, следующим за Садовым кольцом. Вал был построен не как военное укрепление Москвы, а как заградительное сооружение по экономическим причинам недопущения ввоза в город нежелательной алкогольной продукции. Периметр кольца — 37 км. Учреждён в 1742 году как таможенная граница Москвы.

С 1864 года — граница между городом Москвой, которым управляла Московская Городская Дума, и Московским уездом, которым управляло Земство.

Валы и заставы по периметру города были учреждены Камер-коллегией — коллегией, отвечавшей за казённые сборы — как таможенная граница города Москвы для контроля ввоза товаров и обложения их внутренними пошлинами. Предшественником Камер-Коллежского вала являлся учреждённый в 1731 году водочными откупщиками Компанейский вал.

Вал представлял собой заградительное сооружение — высокую земляную насыпь. С наружной стороны насыпи был ров, с внутренней — проезд, где периодически проезжали патрули конных стражников.

В 1754 году внутриимперская таможня была отменена, но на Валу были сохранены полицейские посты внутреннего паспортного контроля. После чумы 1771 года за кольцо валов были выведены городские кладбища, а похороны в черте города были запрещены. С 1864 года кольцо валов стало границей между территориями города, управлявшимися Московской городской Думой, и загородными землями, управлявшимися земством. Неспособность земства обеспечить минимальный полицейский надзор за преступностью привела к криминализации посёлков, возникших сразу за кольцом валов (Марьина Роща, Хапиловка, Благуша и др.).

Современный Камер-Коллежский вал — не замкнутое кольцо, и он никогда не был таковым. При строительстве железных дорог в XIX веке кольцо было разорвано вблизи вокзалов без устройства переездов или путепроводов. Возле Виндавского вокзала, помимо железнодорожных путей, на трассе Сущёвского вала существовало Лазаревское кладбище, а между Преображенским и Благушей трассу разрывал Хапиловский пруд. Эти разрывы были устранены уже в советский период.