Камея


Каме́я (фр. camée, от старофранцузского camaieu, итал. cammeo, от греч. κειμηλιον — сокровище, драгоценность)[1] — род геммы, резного полудрагоценного камня с выпуклым рельефным изображением, в отличие от инталий, резных камней с углублённым изображением. Камеи в качестве миниатюрных украшений как разновидность искусства глиптики (резьбы по твёрдому камню) появились в античности, но несколько позднее, чем инталии, на рубеже IV—III веков до н. э.

Термин из Византии в XIII веке привнесли в страны Западной Европы крестоносцы. Если инталии использовали в качестве печатей, то камеи исключительно для красоты, как особо ценные произведения ювелирного искусства. «Античная камея в истории культуры стала символом утончённой красоты и роскоши»[2].

Расцвет искусства резных камней относится к периоду эллинизма. Самые известные камеи происходят из эллинистической Александрии в Египте, как, например, мировой шедевр — знаменитая Камея Гонзага III в. до н. э. Известно имя Пирготеля, придворного мастера Александра Македонского.

Античные мастера умело использовали многослойность агата и его разновидности: многоцветного сардоникса, обыгрывая контрасты цветовых слоёв, от тёмно-коричневого до голубовато-серого и белого, в нескольких рельефных планах. Варьируя толщину верхнего слоя камня, сквозь который просвечивал нижний слой, обычно более тёмного цвета, умелый мастер добивался эффекта сочетания рельефности и светотеневой моделировки изображения. Кроме отдельных камей, которые вставляли в диадемы, перстни, венцы, позднее в мебель, драгоценные шкатулки и другие предметы, античные мастера в аналогичной технике выполняли сосуды из горного хрусталя, халцедона или оникса с рельефными изображениями. Например, знаменитая «Чаша Фарнезе» или «Кубок Птолемея», которые также были созданы в Александрии Египетской[3].

Для резьбы использовали лучковый вал (смычок) с ножным приводом, резцы и абразивные материалы, поскольку камни были твёрже металла того времени. В качестве абразива использовали порошок корунда или алмазную пыль с маслом и водой. Для окончательной полировки применяли порошок гематита с оливковым маслом. На одну камею мастер тратил месяцы, а то и годы. Использовали также подкладки из золотой или серебряной фольги. В Средневековье античные камеи вставляли в оправы из золота и серебра, монтировали в реликварии и церковную утварь[4].

В эпоху итальянского Возрождения, в XVII и XVIII веках, в периоды классицизма и неоклассицизма, начиналось коллекционирование античных камей, а также делали новые, используя самые разные материалы, в том числе перламутр и морские раковины. Для большего эффекта применяли подкрашивание камня. Начиная с XVIII века получила распространение живописная портретная миниатюра, имитирующая камею[5]. «Живописью под камеи» (фр. peinture en camaïeu) называют росписи в технике гризайль (обычно имитирующие светлый рельеф на цветном фоне), а также гравюры кьяроскуро.