Камский тракторный завод


Камский тракторный завод — производитель универсально-пропашных тракторов 3-го тягового класса в России. Производство расположено в Набережных Челнах (Татарстан) в низовьях реки Кама, от которой и получило название.

В 1984—1988 годах аналогичное название носил строящийся в СССР тракторный завод. В 1988 году недостроенный завод был перепрофилирован и переименован.

55°50′00″ с. ш. 52°04′17″ в. д.HGЯO

В 1984 году на основании совместного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 сентября 1984 г. в Елабуге началось строительство масштабного комплекса заводов производственного объединения «Камский тракторный завод» (ПО «КамТЗ») для выпуска тракторов с использованием дизельных двигателей и прочей унификации с запущенным на полную мощность соседним комплексом заводов грузовых автомобилей и дизелей «КАМАЗ»[1]. Согласно засекреченным документам Госплана и Минобороны, завод двойного назначения назывался «тракторно-техническим» и должен был иметь возможность быстрого перехода на производство танков в случае необходимости. В проект предполагалось вложить средства эквивалентные почти 2 млрд долларов, однако, в связи со снизившейся народно-хозяйственной и военно-стратегической необходимостью и кризисом экономики СССР, работы были остановлены на стадии рабочих проектов и начала строительства[2].

В 1988 году было принято решение о профилировании создаваемого завода на более насущное нуждам страны автомобильное производство 900 тысяч в год микролитражных автомобилей ВАЗ-1111 «Кама» («Ока»), которое позже стало именоваться Елабужским заводом легковых автомобилей (ЕлАЗ). Работники равного АвтоВАЗу нового крупного автозавода и их семьи должны были резко увеличить население Елабуги до 300—400 тысяч человек, а от новых жилых кварталов Елабуги до промплощадки завода и до Набережных Челнов должен был быть пущен скоростной трамвай.

Ввиду крушения плановой социалистической экономики и затем распада СССР, ЕлАЗ позже реализовался также не в задуманном виде, а в малосерийном лицензионном производстве иностранных автомобилей, а автомобили «Ока» производились в меньших масштабах на заводе малолитражных автомобилей (ЗМА) ОАО «КАМАЗ» в соседних Набережных Челнах и других автозаводах[3].