Каналетто


Джова́нни Анто́нио Кана́ль (итал. Giovanni Antonio Canal), известный под прозванием Канале́тто (итал. Canaletto — «Маленький Каналь»; 18 октября 1697, Венеция — 19 апреля 1768, Венеция) — итальянский живописец, рисовальщик и гравёр, мастер офорта, наиболее известный представитель венецианской ведуты — жанра западноевропейской живописи и графики, особенно популярного в Венеции XVIII века. Произведение искусства в жанре ведуты представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа и знаменитых памятников архитектуры. Прозвание «Каналетто», кроме Антонио Каналя носил и его племянник, Бернардо Беллотто, также знаменитый пейзажист.

Антонио Каналь родился 18 октября 1697 года в Венеции в богатой, но не аристократической семье художника Бернардо Каналя и Артемизии Барбьери, отсюда и его прозвание: Каналетто («маленький Каналь», то есть сын Каналя-отца). По другой версии такое прозвание художник получил из-за своего маленького роста[14].

Каналетто учился у своего отца (отец умер в 1744 году) и брата, театрального художника. Во время пребывания в Риме c 1716 года помогал отцу вместе с дядей Кристофоро оформлять сцены для двух опер Вивальди и Челлери, поставленных в римском театре Сан-Анджело. В 1719—1720 годах работал с отцом над созданием декораций для двух опер композитора Алессандро Скарлатти, которые были исполнены в Театре Капраника (Teatro Capranica) во время карнавального сезона 1720 года[15][16].

Однако вскоре Каналь, вероятно, понял, что условности сценографии мешают его природному дару. Его любовь к пейзажной живописи окрепла благодаря контактам с голландскими художниками, работавшими в Риме, в частности с Гаспаром ван Виттелем (Гаспаре Ванвителли), который ещё в 1681 году создавал топографически-точные изображения Рима и других итальянских городов.

В Риме Джованни Антонио Каналь познакомился с творчеством знаменитого ведутиста Джованни Паоло Паннини. После этого он также стал писать виды Венеции. Первой известной исследователям работой Каналя с авторской подписью является «Архитектурное каприччо» (1723)[17][15].

Важное значение для формирования индивидуального стиля живописи Каналетто имело творчество Луки Карлевариса, известного мастера-ведутиста, но непосредственно у Карлевариса он не учился[14].