Канделябр


Канделя́бр (лат. candēlābrum — «подсвечник») — декоративная подставка с разветвлениями («рожками») для нескольких свечей или различных видов ламп. Kанделябр с многочисленными рожками, расположенными по окружности, украшенный хрустальным убором, называется «жирандоль», напольный канделябр называется торшером. Если подставка рассчитана на одну свечу, используется слово подсвечник (слово применяется и как синоним канделябра). Тяжёлый подсвечник также называется шандалом[1].

Встречаются в культуре этрусков. Канделябр представлял собой подставку из дерева или металла (серебра, бронзы, железа) высотой до 1,6 м. Стержень был укреплён на ножках, часто в форме звериных лап. На стержне крепилась розетка подсвечника; иногда она перемещалась вдоль стержня. Часто канделябр завершался четырьмя подсвечниками[2].

В древнеримском искусстве конца I в. до н. э. — 50-х годов I в. н. э., в настенных росписях и лепных рельефах, известен так называемый «канделябровый» стиль. Отсюда название орнамент «канделябром», в котором декоративные мотивы, в том числе гротески, выстраиваются вдоль вертикальных осей, напоминающих собой светильники-канделябры. В частности, в помпейских росписях известны изображения лёгких ажурных сооружений, напоминающих высокие металлические канделябры, между которыми размещаются заключённые в рамы картинки[3][4].

В ватиканской галерее канделябров хранятся мраморные канделябры, являющиеся памятниками классического искусства[5].

Монументальные канделябры освящали в храмах на Пасху и использовали в субботней литургии начиная с Х века.

В римской базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура по правую сторону от алтаря, на амвоне установлен монументальный пасхальный канделябр из мрамора высотой 5,6 м. Это уникальное произведение романского искусства, работа мастеров Никола де Анджело и Пьетро Вассаллетто (около 1170 года). Монументальные канделябры посвящали в храмы по случаю праздника христианской пасхи и использовали в субботней литургии начиная с Х века. Подобно колонне, этот канделябр сплошь покрыт рельефами, разделёнными на шесть ярусов. На базе колонны — горельефные изображения женских полуфигур и симметрично-удвоенных (симультанных) миксантропических существ, напоминающих сфинксов: с телом льва и головами (попеременно) человека и барана. По некоторым предположениям, женская фигура между львами символизирует «вавилонскую блудницу». Выше располагаются сцены Христологического цикла от Рождества до «Распятия с двумя разбойниками»[6].