Канова, Антонио


Анто́нио Кано́ва (итал. Antonio Canova; 1 ноября 1757, Поссаньо (Тревизо), Венето — 13 октября 1822, Венеция) — итальянский скульптор, наряду с датчанином Бертелем Торвальдсеном, наиболее значительный представитель салонно-академического течения в искусстве западноевропейской скульптуры в период неоклассицизма[3]. Некоторые историки искусства, отмечая натурализм формы и творческого метода скульптора, тем не менее, ссылаясь на идеализацию образов, относят его творчество к «раннему романтизму»[4]. За своё мастерство получил прозвание «Новый Фидий» (il nuovo Fidia).

Антонио Канова был сыном каменотёса Пьетро Кановы и его жены Марии Анджелы Дзардо по прозванию Фантолин (Fantolin). Его отец умер в 1761 году и мать через год снова вышла замуж. В 1762 году Антонио был передан на попечение своего деда по отцовской линии Пасино Кановы, который был каменщиком, богатым владельцем мраморного карьера и «скульптором, который специализировался на алтарях со статуями и барельефами в стиле позднего барокко. Он и привёл Антонио к искусству скульптуры»[5].

В возрасте десяти лет «маленький Тонин» (piccolo Tonin) начал делать модели из глины и вырезать их из мрамора. Он выполнил мраморный рельеф с образом Мадонны для виллы Фалье-ай-Прадацци в Азоло, двух каменных ангелов в приходской церкви Монфумо (Тревизо, Венето) и два небольших алтаря церкви в Тьене, которые сохранились до сих пор.

В 1768 году маленький Тонин переехал в Венецию, в мастерскую Джузеппе Бернарди, более известного под именем «Торретти». После этого он находился под опекой скульптора Джованни Феррари (также из семьи Торретти). В это время местные монахи предоставили ему мастерскую в помещениях монастыря. Небольшие контракты предоставили ему возможность посещать платные вечерние классы в венецианской «Академии обнажённого тела» (Accademia di Nudo), или «Школы обнажённой натуры» (Scuola di nudo)[6].

Благодаря финансовой помощи дедушки Пасино, продавшего небольшую ферму, с 1770 года Канова мог работать в мастерской только полдня (перешедшей после смерти Торретти к его племяннику Джованни Феррари), а вторую половину дня посвящать изучению античных статуй и гипсовых слепков собрания Ка-Фарсетти недалеко от моста Риальто (так называемая «Академия Фарсетти»)[7].

Первые произведения молодого Кановы имели успех. Венецианский сенатор Джованни Фалье нанял скульптора для создания статуй Эвридики и Орфея для сада своей виллы в Азоло (Тревизо), Венето. Работа была начата в 1775 году, и обе скульптуры были закончены в 1777 году. Они были выставлены на всеобщее обозрение на площади Сан-Марко и получили полное одобрение. В 1779 году венецианский прокуратор Пьетро Веттор Пизани заказал скульптору группу «Дедал и Икар». В том же 1779 году Канову избрали членом Венецианской академии изящных искусств. От предложения преподавать Канова отказался, но в знак благодарности подарил академии статую Аполлона из терракоты[8].