Каноническая территория


Канони́ческая террито́рия — экклезиологический термин, закрепляющий определённую территорию за определенной православной поместной церковью, где всякая религиозная деятельность иных церквей (как православных, так и, в контексте экуменического диалога, инославных) воспринимается как недружественный прозелитизм[1].

Впервые встречается в русскоязычной литературе в 1930-е годы (первое упоминание термина «каноническая территория» — вероятно, в «Церковном Вестнике Западноевропейской епархии» от 1934 года)[2]. В активный оборот введён богословами Русской православной церкви в 1990-е годы[3]; при этом концепция обычно обосновывается словами апостола Павла (Рим. 15:20) и канонами, запрещающими епископу епископствовать (рукополагать и принимать отлучённого) вне своей епархии[4].

Изначально (в апостольские времена) проблемы раздела канонических территорий не стояло, так как христианская церковь повсеместно была гонима, ещё не имела больших материальных богатств, всеобщего авторитета и политического влияния. При этом вся Земля, по последней заповеди Иисуса Христа, должна была быть в короткие сроки просвещена христианами проповедью Евангелия. Тогда христианам делить ещё было нечего, и они с радостью принимали в свои дома и апостолов, и странствующих проповедников, и преследуемых священников (мучеников).

С момента легализации христианства в 313 году и его становления главной государственной (а затем, единственной) религией в Римской империи, отношение христианских иерархов к своей территории резко изменилось. Ещё задолго до Великого Раскола христианской церкви (1054) стали возникать вопросы раздела, сохранения и расширения канонических территорий (сфер влияния, юрисдикций, протектората, суверенитета и т. п.) отдельных поместных церквей. Нередко было, когда, с одной стороны, византийские, а с другой, латинские проповедники, монахи, священники и епископы, соперничая друг с другом, вели активную религиозную деятельность на одной и той же территории. На спорной территории закреплялись обычно те, приоритет которым отдавала государственная власть.

После 1054 года предстоятели западного и восточного христианства стали обвинять друг друга не только в расколе, но и в ереси, а себя объявили главами единственной истинной церкви, не имеющей земных границ. Римские папы в Средние века достигли неслыханного земного могущества. Константинопольские же архиепископы, несмотря на бедственное положение в погрязшей интригами Византии и враждебной Османской империи, провозгласили себя Вселенскими патриархами.

После падения Византийской империи (1453) Русской церкви удалось не только получить самостоятельность, но и занять лидирующую роль в православном мире. Россия долгое время оставалась единственной в мире независимой православной страной. В Первую мировую войну, когда на стороне Антанты сражались все православные, кроме болгар, планировалось присоединение к России пролива Босфор с Константинополем.