Канон (искусство)


Кано́н (др.-греч. κανών — прави́ло, отвес, эталон, линейка) — неизменная, консервативная либо традиционная совокупность норм и правил какой-либо деятельности, принципиально не подлежащая пересмотру или развитию. Исследователи выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qānoeh/ḳānu — «мера длины», обозначавшего тростниковый шест, который использовали в качестве эталона мер. Отсюда др.-греч. κανης, лат. canna — тростник, камыш, палка[1]. В античности появился и другой инструмент: отвес — нить с гирькой для определения вертикали и прямого угла при строительных работах. Этот инструмент также называли греческим словом «канон».

В эзотерических учениях древности «канон» — свод основных понятий, отражающих принципы устройства Вселенной, тайна, в которую посвящали иерофантов. Египетские жрецы использовали мерные жезлы; в относительно поздних текстах они также называются по-гречески «каноном», однако упоминания о применении этого понятия к изобразительному искусству отсутствуют. Только в эллинистический период в текстах храма Гора в Эдфу (II в. до н. э.) появляется слово «предписание», возможно представляющее собой «кальку» греческого понятия[2].

Поэтому первым, кто применил слово «канон» к изобразительному искусству, считается древнегреческий скульптор Поликлет из Аргоса. Однако теоретическое сочинение «Канон» (Κανών), которое, согласно античным хронографам, было написано Поликлетом, утрачено[3]. В этом сочинении Поликлет якобы сформулировал норму идеальных пропорций мужской фигуры и изложил собственное понимание гармонии. Предполагается также, что скульптор выполнил знаменитую статую «Дорифор» (450—440 гг. до н. э.), которую так и назвали «Канон Поликлета», в качестве иллюстрации своей теории и образца для подражания[4]. Известно также, что в IV в. до н. э. теорию пропорций разрабатывали многие древнегреческие скульпторы, в том числе Эвфранор (Евфранор) из Истма (Витрувий, Кн. 7, Вступление, 14; Плиний XXXIV, 77; XXXV, 128).