Кантор, Карл Моисеевич


Карл Моисе́евич Ка́нтор (фамилия при рождении — Бондарев; 22 декабря 1922, Буэнос-Айрес — 9 февраля 2008, Москва) — советский и российский философ и искусствовед. Теоретик искусства и один из основоположников технической эстетики и теории дизайна в СССР. Кандидат философских наук.

Родился в семье эмигрантов из России, Моисея Исааковича Кантора, профессора минералогии университета Ла-Плата и испаноязычного драматурга, и Иды Исааковны Бондаревойrues, одной из основателей Коммунистической партии Аргентины (в детстве носил фамилию матери)[1]. С назначением М. И. Кантора заведующим кафедрой минералогии Тимирязевской сельскохозяйственной академии в июле 1926 года вернулся вместе с родителями в Москву.

В 1964 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Теоретические проблемы технической эстетики» (1964)[3].

Один из инициаторов создания (1957) и заместитель главного редактора журнала «Декоративное искусство СССР», фактически руководил журналом.

В 1964 году вместе с Е. А. Розенблюмом был одним из основателей Сенежской экспериментальной студии дизайна, автором концепции «свободного целеполагания», «открытой формы» дизайн-проектирования и формообразования как «длящейся системы»[4][5].

В 1965—1967 годах возглавлял (по совместительству) лабораторию теории технической эстетики ВНИИТЭ. С 1971 года — в Институте международного рабочего движения АН СССР (позднее переименован в Институт сравнительной политологии РАН). После упразднения Института сравнительной политологии РАН как самостоятельного научного учреждения в 2005 — ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.