Кантор (музыка)


Ка́нтор (нем. Kantor, от лат. cantor — «певец, певчий») — руководитель богослужебной музыки в лютеранском храме или синагоге (см. хаззан). У лютеран в исторические времена кантор совмещал функции дирижёра (руководителя хора и инструментального ансамбля), композитора, органиста, учителя элементарной теории музыки и пения (как правило, в аффилированной с данным храмом церковно-приходской школе).

Словом «кантор» в русской музыкальной литературе обычно называют руководителя церковного хора лютеран и шире — ответственного за музыкальное оформление лютеранского богослужения в целом, например, в словосочетании «Бах — кантор церкви Св. Фомы в Лейпциге». Помимо службы в церкви в обязанности кантора иногда входило музыкальное оформление городских публичных мероприятий, особенно во время больших церковных праздников.

В поздней античности и в Средние века латинское слово cantor означало (церковного) певчего (например, в словосочетании Schola cantorum — школа певчих) без каких-либо коннотаций профессионального мастерства, административного и педагогического руководства, как, например, у Исидора Севильского (VII в.): Cantor autem vocatus quia voce modulatur in cantu (Etym. VII,12). Главный/ведущий певчий (хормейстер в современном смысле) в Средневековье нередко обозначался словом praecentor (букв. «запевала»), его первый помощник словом succentor (букв. «подпевала») или concentor (то же), как например у Иеронима Моравского (XIII в.):

Сколько бы ни было добрых певчих (boni cantores), они избирают себе лишь одного запевалу и руководителя (praecentorem et directorem), которому тщательнейшим образом внимают.