Капелла Бранкаччи


Капелла Бранкаччи (итал. Cappella Brancacci) — капелла в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции, знаменитая своими стенными росписями периода кватроченто (раннего итальянского Возрождения). Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи совершили революцию в западноевропейском изобразительном искусстве и предопределили направление его развития на несколько столетий вперёд.

20 февраля 1367 года Пьеро ди Пьювичезе Бранкаччи отдал приказ о возведении фамильной капеллы в строящейся с 1268 года церкви Кармине. В дальнейшем капелла Бранкаччи стала не просто частной семейной капеллой, она играла немалую роль в общественной жизни Флоренции: в ней находилась знаменитая икона XIII века «Мадонна дель Пополо», бывшая предметом общественного поклонения (перед ней были помещены трофеи пизанской войны). Поэтому, как писал В.Н. Лазарев, и роспись, которой украсили капеллу, содержала в себе ряд недвусмысленных намёков и аллюзий на общественные события того времени[2].

Своим знаменитым фресковым циклом это помещение обязано потомку основателя капеллы, сопернику Козимо Медичи Старшего — влиятельному государственному деятелю Феличе Бранкаччи (итал. Felice Brancacci; 1382-ок.1450), который около 1422 года дал заказ Мазолино да Паникале и Мазаччо на роспись капеллы, находящейся в правом трансепте церкви (точных документированных дат работы над фресками не сохранилось). Известно, что Феличе Бранкаччи вернулся из посольства в Каире 15 февраля 1423 года, и вскоре после этого нанял Мазолино. Тот выполнил первый этап росписи: написал ныне утраченные фрески люнетов и свода, а затем художник уехал в Венгрию. Когда начался второй этап росписи, точно неизвестно — Мазолино вернулся из Венгрии лишь в июле 1427 года, но возможно его напарник Мазаччо принялся за работу ещё до его возвращения, в 1-й пол. 1420-х гг.[2]

Работы над фресками были прерваны в 1436 году после возвращения Козимо Старшего из ссылки. Феличе Бранкаччи был заключён им в 1435 году на десять лет в тюрьму в Каподистрии, после чего в 1458 году был вдобавок объявлен мятежником с конфискацией всего имущества. Роспись капеллы была закончена только полвека спустя, третьим этапом. В 1485 году росписи были завершены художником Филиппино Липпи, которому удалось сохранить стилевые особенности работы своих предшественников (более того, по свидетельствам современников, он сам в детстве захотел стать художником, увидев фрески этой капеллы).

Капелла принадлежала семье Бранкаччи более четырёхсот лет — до 18 августа 1780 года, когда маркизы Рикорди подписали договор о выкупе патронажа за 2000 скуди. В XVIII веке фрески несколько раз реставрировались, а в 1771 году сильно пострадали от копоти большого пожара. Реставрации проводились в начале XX века и в 1940-1950-х годах. В 1988 году были проведены окончательные масштабные реставрационные работы по расчистке.