Капеллы Версаля


Существующая в настоящее время Королевская капелла Версаля (фр. Chapelle du château de Versailles) является пятой по счету в истории Дворца. Капеллы Дворца развивались по мере развития замка и находились в центре повседневной жизни двора в эпоху Дореволюционной Франции (Bluche, 1986, 1991; Petitfils, 1995; Solnon, 1987).

Первая капелла замка появилась во времена правления Людовика XIII. Она размещалась в отдельно стоящем лёгком павильоне у северо-восточной части замка. На приблизительном месте этой капеллы позднее располагался Золотой кабинет покоев Мадам Аделаиды, а в наши дни — Кабинет золотого сервиза, входящий в Малые апартаменты Короля. Капелла была сооружена по традиционной для Франции архитектурной модели двухэтажной дворцовой церкви; последующие капеллы Версаля также придерживались такой модели. В 1665 году первую капеллу разрушили в ходе сооружения Грота Фетиды, который не сохранился до наших дней (Batifol, 1909, 1913; Kimball, 1944; Le Guillou, 1983, 1989; Marie, 1968; Verlet, 1985).

Вторая капелла Версаля была сооружена во время второй строительной кампании (1669—1672) Людовика XIV, когда Луи Лево создавал новый дворец. Когда новая часть Дворца была закончена, капелла располагалась в Больших покоях Королевы и была симметричной с Салоном Дианы в Больших покоях Короля. Королевская семья и двор использовали это помещение вплоть до 1678 года, когда была построена третья капелла. Вторая же капелла была переделана под Зал караула Королевы (Félibien, 1674; Kimball, 1944; Le Guillou, 1983, 1989; Marie, 1972, 1976; Scudéry, 1669; Verlet, 1985).

Расположенная сразу возле нового Зала караула Королевы, эта часовня использовалась обитателями Версаля очень короткое время. В скором времени после её сооружения Людовик XIV счел её неудобной и непригодной для себя, а также для своего двора, который он официально разместил в Версале в 1682 году. В 1682 году это помещение было переделано в Большой зал караула Королевы (сейчас на этом месте Зал коронования) и была возведена новая капелла (Combes, 1681; Kimball, 1944; Le Guillou, 1983, 1989; Marie, 1972, 1976; Verlet, 1985).