Караван-сарай


Карава́н-сара́й, караван-серай[1] (перс. کاروانسرای[kārvānsarāy] — постоялый двор для караванов на торговом пути, дом отдыха), а также хан (от перс. خان[xān], откуда и осман. خان [han]), масри وكالة [wikala], араб. فندق[funduq], откуда вен. и итал. fundaco в Венеции) — большое общественное строение на Ближнем и Среднем Востоке и в Средней Азии, в городах, на дорогах и в ненаселённых местах, служащее кровом и стоянкой для путешественников, как правило — для торговых караванов.

Караван-сарай бывает двух видов: открытый и закрытый. Закрытый вид в основном строился вдоль караванных путей, хотя часто такой вид встречался и в городах. Стены представляли возможность отбить нападение и выдержать недолгую осаду. Имеет квадратное или прямоугольное построение в основном с открытым двором и колодцем посередине двора. Внутри находились комнаты для проживания и складские помещения для товара. В обязательном порядке присутствовал загон для вьючных животных. Встречались одно- и двухэтажные караван-сараи. В двухэтажных на втором этаже располагались жилые помещения, а на первом — склады и загоны для животных.

Исследователям удалось выявить классические черты караван-сарая стран Переднего Востока. Так, назначение караван-сараев определило особенности плана, ставшего традиционным и получившего широкое распространение в строительстве стран Переднего Востока.[2] Некоторое количество «стандартных», сравнительно небольших изолированных ячеек, расположенных в один либо два яруса в зависимости от размера сооружения, соединялись в едином квадратном или прямоугольном в плане комплексе с двором посередине. Каждая ячейка, как правило, состояла из одного или двух помещений. В замкнутый двор выходили двери ячеек, складского помещения, конюшен или коновязей, здесь же находился большой колодец или бассейн (хауз). Складское помещение обычно находилось в глубине, было покрыто куполом, камера помещения освещалась только через входной проём или очень небольшие окна. Во двор была обращена передняя комната с небольшим айваном, обычно перекрытым стрельчатым сводом. В передней комнате располагался глава караван-сарая и главные лица прибывшего каравана.

Приёмами организации внутреннего пространства городские караван-сараи не отличались от придорожных, но внешний облик последних более усвоил черты оборонительных сооружений, в которые они нередко превращались. Независимо от того, предназначались придорожные караван-сараи для кратковременных привалов или длительных остановок, своей архитектурой они напоминали замки, способные служить убежищем: мощные, лишённые проёмов стены, массивные башнеобразные выступы на стенах, хорошо укреплённые ворота. Впрочем, даже такой караван-сарай не в состоянии выдержать удар профессионального войска, хотя может отразить набег банд грабителей и разбойников. В безводных местностях караван-сараи, как правило, обладали своими собственными полуподземными водохранилищами: на Ближнем Востоке — овданами, в Средней Азии — сардоба[3][4].