Караимизм


Караимизм (караизм, караимство[1], иудаизм[2][3][4] караимского толка[5][6][7][8]) — религиозное вероучение, основанное на Танахе. Слово «караим» вошло в употребление в IX веке наряду с его антонимом «раввинист», изначально использовалось для обозначения религиозных групп внутри иудаизма[9][10][11].Этимология слова «караим» происходит от древнееврейского глагола «кара» (др.-евр.קרא‏‎) (читает)[12], связанного с древнееврейским названием Священного писания «Микра» (др.-евр.מקרא‏‎). Образованная от него форма существительного карай (буквально «чтец») во множественном числе имеет форму караим («чтецы»). Караимизм основан на том, что каждый верующий самостоятельно рационалистически определяет применение Моисеева закона[13]. Караимы считают себя приверженцами истинного учения Библии, в то время как Талмуд и Устный Закон, по их мнению, исказили библейский иудаизм.

Время зарождения караимизма предположительно относится к VIII веку[9][12][14]. «Золотой век караимизма» пришёлся на VIII—XII века.

1. Первая принадлежит раннесредневековому караимскому хахаму (мудрецу) рабби Яакову Киркисани (IX век). В своей книге «Китаб аль-Ануар валь-Маракиб» (Книга светил и наблюдательных пунктов) он относит начало Талмуда ко времени царствования раба царя Соломона Йаровъама бен Невата (правил Израилем 796—774 годах до н. э.). При нём сыны Израиля разделились на два государства — Израиль и Йегуда. Согласно этой версии талмудисты берут своё начало от царства Израиль, над которым правил Йаровъам бен Неват, а караимы — от царства Йегуды, над которым правил сын царя Соломона — Рахавъам[15].

2. Вторая версия относится ко времени возвращения Дома Йегуды из плена и постройке Второго Храма в Иерусалиме. Именно тогда начались распри среди иудейских учителей, что привело к разделению народа на разные секты:

а) фарисеи — не сомневались в Торе Моисея, но прибавляли толкования от себя, называя их ТОРА-ШЕ-БААЛЬ-ПЕ; б) саддукеи — придерживались только Торы Моисея, но отрицали воскрешение мёртвых, расплату и воздаяние в потустороннем мире; в) (ессеи) или цаддыки (праведники) «добрые смоковницы» (התאנים הטובות) — не верили в Устный Закон и старались следовать Торе Моисея во всех её деталях и смыслах.

Постоянные распри между этими сектами отразились прежде всего на немногочисленных семьях чаддыков (цадиков), которые были вынуждены покинуть Святую Землю и под предводительством князя Шехании из рода царя Давида пошли в Вавилонский плен (около 120 г. до н. э.).