Гинзбург, Карло


Карло Гинзбург (итал. Carlo Ginzburg; род. 15 апреля 1939, Турин) — итальянский историк еврейского происхождения. Один из создателей микроистории. Внёс также значительный вклад в изучение социальной истории и религиозных представлений в Европе в конце Средних веков — начале Нового времени, а также в методологию истории.

Родился в семье известных литераторов и антифашистов. Отец, Леоне Гинзбург, родившийся в Одессе, был исследователем русской литературы XIX века и её переводчиком на итальянский язык, в 1944 году был арестован и убит нацистами[2]. Мать, Наталия Гинзбург (Леви), была известной писательницей. По собственному признанию, на его научное творчество оказали влияние русская литература XIX века и советский кинематограф 1920—1930-х годов, с которыми он познакомился благодаря деятельности своего отца[3]. В 1961 году окончил Высшую нормальную школу в Пизе, после чего получил учёную степень по истории. Преподавал в различных университетах Италии и США (Рим, Болонья, Лечче, Лос-Анджелес (1988—2005)), с 2006 года преподаёт в альма-матер.

Лауреат премии Аби Варбурга[нем.] (1992), премии Виареджо (1998), премии Фельтринелли (2005), премии Бальцана (2010) и Антипремии Лысенко (1993). Читал Nicolai Rubinstein lecture (2014)[4].

В начале 1960-х годов начал работу с материалами процессов инквизиции XVI—XVII веков[5]. Позднее активно выступал за открытие архивов Ватикана для широкого круга исследователей.

Первая монография — I benandanti. Ricerche sulla stregoneria e sui culti agrari tra Cinquecento e Seicento (Бенанданти. Ведовство и аграрные культы на рубеже XVI и XVII вв. 1966) — была посвящена пережиткам языческих культов плодородия в области Фриули в Северной Италии[6]. Местные крестьяне верили в существование особой категории людей, «бенанданти», которые наделены сверхъестественными способностями и могли применять их для помощи урожаю и для борьбы со злыми существами из потустороннего мира[6]. Гинзбург также пришёл к выводу, что к XVI—XVII векам в связи с изменением роли «бенанданти» и активизацией охоты на ведьм произошло изменение в их восприятии местным населением: их стали считать пособниками Сатаны[6].