Карлфельдт, Эрик Аксель


Эрик Аксель Карлфельдт (швед. Erik Axel Karlfeldt; 20 июля 1864 — 8 апреля 1931) — шведский поэт, прозаик, библиотекарь и педагог; автор, ставший лауреатом Нобелевской премии по литературе 1931 года с формулировкой «за его поэзию» (посмертно).

Родился в посёлке Фолькерна вблизи города Авеста в области Даларна в Средней Швеции. Его предки занимались фермерством. Отец Эрик Эрссон Карлфельдт — юрист-самоучка. Детство поэта было безмятежным. Однако через некоторое время после поступления Эрика в Упсальский университет отец его быстро разорился — он продал фамильное имение Толфмансгорден и вскоре умер. Студент Эрик Карлфельдт стал зарабатывать частными уроками и окончил университет только в 1902. Учителем он работал в течение года, затем получил место библиотекаря в Сельскохозяйственной академии в Стокгольме.

Первый из шести собственных поэтических сборников Карлфельдт выпустил в 1895 году. Он назывался «Песни о дикой природе и любви». Стихи, попавшие в сборник, да и все остальные его стихи, рисуют картины крестьянской жизни на родине поэта в Далекарлиа, которые при этом нередко разбавлены мистическими красками. Поэзию Карлфельдта отличается этнографическая конкретика и глубоко лиричный традиционный дух. Всё его творчество сквозит ностальгией по простой размеренной жизни с её крестьянскими обычаями. Эта ностальгия появилась из-за непреодолимых процессов индустриализации и урбанизации Швеции.

Два следующих поэтических сборника: «Песни Фридолина» (1898) и «Сад наслаждений Фридолина» (1901). Фридолин — имя лирического героя, за которым скрывался сам автор. Фридолин — полукрестьянин и отчасти поэт — сам себя характеризует как человека, который «с крестьянами изъясняется на языке простонародья и по-латыни — с образованными людьми».

В сборник «Сад Фридолина» включён цикл стихов «Настенная живопись Далекарлиа». Это, пожалуй, самые оригинальные стихи поэта. В них Карлфельдт описывает традиционные народные рисунки на библейские и мифологические сюжеты, которые украшали стены крестьянских домов. Хотя Карлфельдт никогда не переставал писать о Далекарлиа, со временем его поэзия менялась. Постепенно она обретала более зрелые черты — безоблачность ранних стихотворений потихоньку уступила место более сложным и неоднозначным по настроению, порой даже мрачным стихам.

Карлфельдт не был прозаиком, но изредка всё же писал в прозе. Едва ли не единственные его прозаические произведения — это некролог шведскому поэту Густафу Фредингу, умершему в 1911, и речь при вручении Нобелевской премии Синклеру Льюису в 1930. На родине Карлфельдт котировался высоко, но за пределами Швеции был малоизвестен. Его стихи сложно поддаются переводу — в основном из-за большого количества разговорной идиоматики и архаизмов, передающих речь шведских крестьян.