Маннгейм, Карл


Карл Маннге́йм (нем. Karl Mannheim, венг. Mannheim Károly; 27 марта 1893, Будапешт — 9 января 1947, Лондон) — английский социолог и философ австрийского происхождения, один из основоположников направления социологии знания.

Карл Мангейм родился 27 марта 1893 года в Будапеште в семье венгра по отцу, торговцу текстилем, и матери-еврейки из Германии. Учился в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. В Будапештском университете получил докторскую степень в области философии. Взгляды Маннгейма формировались под влиянием идей Генриха Риккерта, Дьёрдя Лукача, Эдмунда Гуссерля, Альфреда и Макса Веберов, Георга Зиммеля, Оскара Яси, Макса Шелера, Б. Залоша, Э. Ласка — в традициях неокантианства, феноменологии, марксизма (в трактовке раннего Д. Лукача).

Во время жизни в Венгрии был близок к левым кругам, входил, наряду с Дьёрдем Лукачем, Карлом Поланьи и Белой Балажем, в «Воскресный» и «Галилеевский» кружки. После провозглашения Венгерской советской республики (1919) был назначен преподавателем, после падения ВСР и контрреволюционного террора на родине эмигрировал в Германию. С 1925 г. — приват-доцент философии Гейдельбергского университета, с 1929 г.— профессор социологии и национальной экономики на кафедре Ф. Оппенгеймера во Франкфурте-на-Майне.

С 1933 г., эмигрировав в Великобританию, читал лекции по социологии в Лондонской школе экономики и политических наук, с 1941 г. — в Институте образования при Лондонском университете, где в 1945 г. стал профессором педагогики. Незадолго до смерти — руководитель отдела ЮНЕСКО. Являлся инициатором и редактором «Международной библиотеки по социологии и социальной реконструкции», способствовал конституированию социологии как учебной дисциплины в Англии.

В первый, «немецкий», период, наиболее продуктивный с творческой точки зрения, Маннгейм занимался проблемами интерпретации «духовных образований», теорией познания сначала в русле философии культуры (Seele und Kultur. Budapest, 1918) и гносеологизма (Die Struktur-analyse der Erkenntnistheorie. В., 1922), затем разработал собственную философо-социологическую методологию — социологию познания, или социологию мышления (Historismus. 1924; Das Problem einer Sociologie des Wissens. 1925; Ideologische und soziologische Interpretation der geistigen Gebilde. 1926). В дальнейших работах Маннгейм углубляет свою социологическую методологию, развивая её категориальный аппарат на конкретном социально-историческом материале — исследует источники консервативного стиля мышления в Германии, феномен поколенческого единства, проблемы конкуренции в духовной сфере, сущность идеологии и утопического сознания.