Карл Теодор


Карл Филипп Теодор (нем. Karl Philipp Theodor; 11 декабря 1724[1][2], Дрогенбос, Австрийские Нидерланды — 16 февраля 1799[1][3][…], Нимфенбург) — герцог Юлих-Берга, курфюрст Пфальца с 1742 года (как Карл IV Теодор), по итогам войны за баварское наследство (с 1777 года) — курфюрст Баварии (как Карл II Теодор), сын Иоганна Кристиана Пфальц-Зульцбахского (1700—1733) и Марии Генриетты де ла Тур д’Овернь (1708—1728), наследницы маркграфства Бергенского[de] (по линии матери, из дома Линей).

Типичный просвещённый монарх своего времени, Карл Теодор провёл 57 долгих лет своего правления в окружении фавориток и людей искусства, в пирах, охотах и театральных увеселениях. Он избегал войн и любил, когда его величали «князем мира».

После смерти матери 4-летний Карл Теодор унаследовал маркграфство Берген-оп-Зом в Северном Брабанте. Через 5 лет умер его отец, и юный Карл Теодор стал пфальцграфом Зульцбахским. Будучи воспитан в Брабанте, на всю жизнь сохранил привязанность к этим местам.

После смерти Карла III Филиппа (последнего представителя нойбургской линии Виттельсбахов) на исходе 1742 года титул курфюрста перешёл в следующую по старшинству линию этого дома — зульцбахскую. Так Карл Теодор стал курфюрстом Пфальца под именем Карл IV. Подобно своему предшественнику, он был воспитан иезуитами и находился под влиянием духовников, но (в отличие от него) не навязывал католического исповедания протестантам. В молодости участвовал в масонском движении.

Более всего Карла Теодора занимало поддержание Мангейма на уровне других европейских столиц эпохи Просвещения. Он основал в Мангейме академии наук и изобразительных искусств, покровительствовал придворным музыкантам вроде аббата Фоглера, щедро одарял Вольтера и переписывался с ним, взял на службу его секретаря Коллини. На лето перебирался со своим двором из Мангеймского дворца в загородную Шветцингенскую резиденцию, где выстроил (до сих пор существующий) театр. Музыку его детям преподавал Моцарт, написавший по его заказу оперу «Идоменей».

Карл Теодор внимательно следил за театральными постановками и (уже после своего переезда в Мюнхен) поручил барону Дальбергу устройство театра в Мангейме. Премьера «Разбойников» молодого драматурга Шиллера (13 января 1782 г.), состоявшаяся благодаря кипучей энергии Иффланда, на время превратила Мангейм в театральную столицу Германии.