Каролингское возрождение


Каролингское возрождение (фр. renaissance carolingienne) — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII — середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул. При монастырях открывались школы и библиотеки.

Централизация власти, которую осуществил Карл Великий, а также его личная любовь к учёности[1] сыграли главную роль в Каролингском возрождении. Каролингское возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Райхенау и др.). Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая Палатинская академия[2], которой руководил Алкуин Йоркский. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, теолог и поэт Павлин Аквилейский, поэт Ангильберт и другие.

В период Каролингского возрождения вырос интерес к светским знаниям, «семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковной культуры — стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.). Особое место среди деятелей Каролингского возрождения занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена, создатель пантеистической системы, художник, учёный и поэт Туотило.

Одной из важнейших особенностей каролингского возрождения является объединение особенностей античного и поздневизантийского искусства с традициями аборигенов[каких?]. Начинается постройка зданий различных назначений. Строятся монастырские комплексы, парадные резиденции, а также церкви. Они изнутри украшаются фресками и мозаиками[3].