Кароси


Кароси (яп. 過労死 каро:си) — японский термин, означающий смерть от переработки. Основные медицинские причины кароси — инфаркт и инсульт на фоне стресса, переутомления и недоедания. Япония — одна из немногих стран, в которой собирается специальная статистика по кароси. Кроме Японии, это явление также широко распространено и в других странах Азии.

Первый случай кароси был зафиксирован в 1969 году, когда умер от инфаркта 29-летний работник отдела доставки крупнейшей японской газетной компании[1]. Сам термин был придуман в 1978 году для обозначения растущего числа людей, страдающих от смертельных инсультов и сердечных приступов, вызванных переутомлением. Книга по этому вопросу в 1982 году ввела этот термин в общественное пользование. Но он не считался таковым вплоть до 1980-х, когда во время японского финансового пузыря несколько руководителей бизнеса высокого ранга в полном расцвете сил и без признаков заболеваний внезапно умерли. Медиа объявили о возникновении нового феномена. Его быстро назвали «кароси» и в нём увидели новую и серьёзную угрозу для людей работоспособного возраста. В 1987 году с ростом давления общественности Министерство здравоохранения, труда и благосостояния Японии начало публиковать статистику по кароси[2]. В 1988 году Обследование рабочей силы показало, что почти четверть работающих мужчин работали более 60 часов в неделю, что на 50 % больше, чем типичный 40-часовой рабочий график в неделю. Понимая серьёзность и широко распространённую природу этой возникающей проблемы, группа юристов и врачей создала «горячие линии кароси», которые доступны на национальном уровне, чтобы помочь тем, кто обращается за консультацией по вопросам, связанным с кароси.[3] По официальным данным, в 2001 году было зафиксировано рекордное число жертв кароси — 143[4]. Кароси стала причиной смерти премьер-министра Японии Кэйдзо Обути в 2000 году, который за 20 месяцев пребывания на своём посту имел всего три выходных дня и трудился не меньше чем 12 часов в сутки[5].

Рост японской экономики от упадка во время Второй мировой войны и до процветания в послевоенные декады рассматривается как один из пусковых механизмов явления, названного новой эпидемией. Стало очевидным, что рабочие не могут работать по 12 и больше часов 6 или 7 дней в неделю год за годом без моральных и физических последствий. Часто это не оплачивается.

В отчёте 1988 года, опубликованном сетью «горячей линии кароси», большинство клиентов, которые консультировались, были не работниками, а жёнами работников, чьи мужья либо умерли из-за кароси, либо подвергались такому риску[6]. Это указывало на то, что те, кто испытывал стресс из-за работы, либо не понимали, что причиной было переутомление, либо находились под социальным давлением, чтобы не выражать это явно, обращаясь за помощью.