Карпентьер, Алехо


Але́хо Карпентье́р-и-Вальмóнт (исп. Alejo Carpentier y Valmont, 26 декабря 1904, Лозанна — 24 апреля 1980, Париж) — кубинский писатель, журналист, музыкант и музыковед.

Сын русской преподавательницы Лины Вальмонт и французского архитектора, по материнской линии — дальний родственник Константина Бальмонта[2]. Вырос на Кубе. В 12-летнем возрасте приехал с семьей в Париж, изучал там теорию музыки. Вернувшись на Кубу, учился архитектуре, но курса не закончил. В 1923 году вошёл в авангардное объединение «Группа меньшинства», фактически руководителем которого был историк Эмилио Роиг де Леучсенринг[2]. В 1924 году начал публиковаться в левой прессе. В том же 1924 году стал главным редактором литературно-публицистического журнала «Картелес», а в 1927 году возглавил журнал «Revista de avance»[2]. Был связан с Коммунистической партией Кубы, в 1927 году за выступление против диктатуры Мачадо был на семь месяцев заключен в тюрьму, затем в 1928 году при поддержке Робера Десноса, с которым познакомился в Гаване, тайно эмигрировал во Францию[2].

Во Франции Карпентьер познакомился с сюрреалистами, публиковался в бретоновском журнале «Сюрреалистическая революция», был близок с такими крупными композиторами, как Дариус Мийо и Эйтор Вила-Лобос. В 1930 году подписал антибретоновский памфлет «Труп».
В 1933 году закончил свой первый роман «¡Ecué-Yamba-Ó!» и в скором времени уехал из Франции в Мадрид. Сблизился с Мигелем Анхелем Астуриасом, чей интерес к доколумбовой мифологии Латинской Америки глубоко повлиял на Карпентьера. В 1937 участвовал в антифашистском конгрессе писателей в Мадриде (в это время в стране шла гражданская война).

В 1939 году Карпентьер снова вернулся на Кубу, занимался журналистикой и изучением кубинской ритуальной и фольклорной музыки[2].

В 1943 году Карпентьер посетил Гаити. Впечатления от этой поездки легли в основу исторического романа «Царство земное». Роман воскрешает эпизоды правления на Гаити Анри Кристофа, бывшего раба, сражавшегося за освобождение страны от французских колонизаторов и провозгласившего себя королём. Роман — под несомненным влиянием афрокубинской мифологии и искусства барокко, с одной стороны, и сюрреалистов, их философии чудесного в повседневном, с другой, — обозначил приход «магического реализма» в латиноамериканскую словесность. Этот феномен (активным соратником Карпентьера здесь был Астуриас) во многом определил в 1950—1960-х годах взрыв мирового интереса к латиноамериканскому роману[3].

В 1945—1959 годах Карпентьер жил в Венесуэле[2]. В этой стране происходит действие его романа «Потерянные следы» (1953), герой которого, современный композитор, совершает путешествие в сельву в поисках музыкальных инструментов и в результате коренным образом меняет свою жизнь.