Картины по русской истории


«Картины по русской истории» (1908—1913), издание И. Н. Кнебеля — серия из 50 выпусков брошюр в жанре школьного пособия с иллюстрациями, оригиналы для которых выполнили художники Серебряного века. Под общей редакцией и с объяснительным текстом С. А. Князькова. Тираж 3500 штук, размер репродукций 66х88 см.

Замысел издания возник у Кнебеля после того, как в 1902 году в Лейпциге была опубликована серия культурно-исторических картин для школьного преподавания немецкого историка культуры А. Лемана. В России изданию предшествовали две аналогичные работы — «Атлас картин по русской истории» под редакцией С. А. Князькова и «Русская история в картинах» под редакцией С. П. Моравского. Однако, по мнению Кнебеля, они отличались средним художественным исполнением и полиграфическим качеством, а также маленьким размером репродукций, что было неудобно для школьников[1].

Сопроводительный текст: На картине перед нами одна из частых и обычных сцен из жизни крепостной России самого конца XVIII и начала XIX вв. Крестьяне приносят барину оброк, все то изделие, которое крепостные должны были доставлять барину в количестве и размерах, барином назначаемых. Тогдашние помещики средней руки любили сами принимать эту дань своих подвластных. Принесших оброк звали на крыльцо барского дома. В проавом углу картины сидит барин, возле него казачек раскуривает барскую трубку с душистым жуковским табаком. Добыв огонь по-старому — при помощи огня и трута — казачок должен был раздувать крошечный уголек до тех пор, пока не начнет дымиться табак. Но это не все любили — уголек, говорят, сообщал табаку дурной, горелый вкус; чтобы избежать этого, казачок должен был сначала… (и т. д.).

Историк и педагог Князьков, Сергей Александрович (1873—1920) был приглашен Кнебелем для составления плана, редактирования, написания пояснительного текста к «Картинам по русской истории». Князьков отобрал 50 сюжетов, отражавших характерные моменты истории России[1]. Они, по обычаям тогдашней периодизации, делились на 4 эпохи:

Главной особенностью издания было привлечение для создания картин лучших художников своего времени. Первые 3 периода были отданы преимущественно московским художникам (С. В. Иванов, братья Васнецовы, Кустодиев), а последний — петербуржцам (Бенуа, Кардовский, Лансере, Добужинский, Чемберс).