Карусель (телеканал)


«Карусель» — общероссийский федеральный телеканал для детей и подростков. Вещает круглосуточно из Москвы, из телецентра «Останкино» (АСК-3). Является крупнейшим по охвату детским каналом России. Среднесуточная аудитория по крупным городам России в 2020 году составляла 328 тысяч человек[18]. Совместный проект «Первый канал. Всемирная сеть» и «ВГТРК». Начал вещание 27 декабря 2010 года в 5:00[19] по указу президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. Телеканал начал вещание показом программы «Прыг-Скок Команда». Позиционируется как главный российский детский канал в мире[4].

Возраст целевой аудитории — от 4 до 10 лет. Вещательная концепция и форматы эфира разрабатываются при участии детских психологов и педагогов. Производством программ занимаются как «ВГТРК», так и «Первый канал. Всемирная сеть», так и сторонние производители («АТВ», «ВайТ Медиа», «M-production», «АРС», «АСС-ТВ»). Основу эфира (около 60 %) составляют познавательные и развлекательные программы своего производства, остальное — российские и зарубежные художественные и анимационные фильмы[5].

Детско-юношеский канал «Карусель» был создан на базе телеканалов «Теленяня» (ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть», в 2006 году — «Эрудит») и «Бибигон» (ФГУП ВГТРК) 27 декабря 2010 года. Еще 24 июня 2009 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ об объединении к 1 января 2011 года «Теленяни» и «Бибигона» в единый детско-юношеский канал[21][22].

В 2010—2014 годах эфир включал детские программы, телесериалы, мультфильмы, мультсериалы и художественные фильмы. В будние дни около 66 % основного времени транслировались мультсериалы, 21 % — передачи, 6 % — телесериалы, 5 % — художественные фильмы, 2 % — мультфильмы. В выходные дни на мультсериалы было выделено 25 % эфира, телесериалы — 15 %, художественные фильмы — 14 %, передачи — 19 %, мультфильмы — 27 %[23].

Был одним из двух федеральных телеканалов (вместе с телеканалом «Россия-Культура»; до запуска ОТР), которые вещали без рекламы (с 2011 года — спонсорские ролики)[24]. В 2014 году на телеканале появилась реклама. Первоначально среди рекламных роликов были представлены различные товары для детей, но из-за привлечения женской аудитории старше 40 лет (по результатам телеизмерений) появилась реклама продуктов питания и лекарственных средств[25].