Каспийский трубопроводный консорциум


Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК) — международная нефтетранспортная компания с участием компаний России, Казахстана, а также иностранных добывающих компаний, созданная для строительства и эксплуатации Каспийского магистрального нефтепровода протяжённостью более 1,5 тыс. км[2].

В нефтепровод поступает нефть в основном с месторождений Западного Казахстана, а также сырьё российских производителей. Нефть транспортируется до морского терминала компании в посёлке Южная Озереевка (западнее Новороссийска), где загружается на танкеры для отправки на мировые рынки.

17 июля 1992 года состоялось подписание первого рамочного Соглашения о создании КТК между Республикой Казахстан и Султанатом Оман. Через месяц к участникам присоединилась Российская Федерация.

24 марта 1994 года вышло Постановления Правительства РФ «О строительстве экспортной трубопроводной системы КТК Тенгиз-Астрахань-Новороссийск».

6 декабря 1996 года было принято решение о реструктуризации Консорциума: 50 % акций КТК передано крупнейшим международным нефтяным компаниям под обязательство полного финансирования строительства и ввода в эксплуатацию первой очереди нефтепроводной системы. В проект вошли 8 частных акционеров, представляющих интересы крупнейших мировых добывающих компаний семи различных государств: Chevron (США) — 15 %, «ЛукАрко» (Россия) — 12,5 %, «Роснефть — Шелл» (Россия — Нидерланды) — 7,5 %, Mobil (США) — 7,5 %, Agip (Италия) — 2 %, British Gas (Великобритания) — 2 %, «Казахстан Пайплайн» (Казахстан — США) — 1,75 %, Orics (США) — 1,75 %. Доля акций, оставшаяся под государственным контролем, распределилась следующим образом: Россия — 24 %, Казахстан — 19 %, Оман — 7 %[2].

13 октября 2001 года прошла пробная загрузка первого танкера на Морском терминале под Новороссийском. Объёмы нефти, сдаваемой в трубопровод КТК, ежегодно увеличивались и уже к середине 2004 года КТК вышел на показатель полной пропускной способности первого этапа развития — 28,2 миллиона тонн.