Касты в исламских странах Южной Азии


Касты в исламских странах Южной Азии (Пакистан и Бангладеш) — своеобразная система социальной иерархии, возникшая в эпоху Империи Великих Моголов как компромисс между индуистскими и исламскими традициями. Термин «касты» в исламских обществах не используется. «Исламские касты» — система существенно более мягкая, чем касты в индуизме, допускающая переходы из одной социальной группы в другую. С другой стороны, такая система находится в прямом противоречии с Кораном, осуждающим неравенство по какому-либо внешнему признаку[1][2]. Аналогичный пережиток индуизма существует среди христиан Индии.

При Великих Моголах территория Индостана контролировалась правителями, принадлежавшими к мусульманской религии, и они всячески поощряли обращение населения в ислам (см. Исламский период в истории Индии). Тем не менее, они не могли сразу изменить традиционный уклад жизни, поэтому местный ислам впитал в себя в изменённом виде многие традиции индуизма, в том числе и несколько изменённую кастовую систему.[1][2][3][4][5] Самый высокий статус имеют «ашраф» — те, кто ведёт свой род от арабов,[6][7] в то время как «аджлаф» — потомки обратившихся в ислам индусов — имеют более низкий статус.

Йогиндер Сиканд отмечает, что первоначально исламское общество в Индии пыталось строго следовать традиционному для ислама принципу равенства независимо от происхождения, но впоследствии вернулось к традициям индуизма, в том числе и к кастовой стратификации. Иными словами, объяснять кастовую систему в Южной Азии одним лишь тем фактом, что местные мусульмане обратились в ислам из индуистов, нельзя (обычно новообращённые, напротив, резко порывают с прежними традициями) — более вероятным следует считать фактор влияния местных условий и традиций.[5].

Помимо деления на «ашраф» и «аджлаф»,[8] при котором ашрафы претендуют на более высокий статус, исходя из своего иностранного (арабского или тюркского) происхождения[6][9], среди «аджлафов» существует более подробное деление на профессиональные касты.[9]