Катакомбные святые


«Катакомбные святые» (итал. corpo santo, дословно «святое тело») — останки первых римских христиан, извлечённые из катакомб, украшенные драгоценностями и переданные храмам в качестве реликвий.

Доподлинно неизвестно, кому именно принадлежат останки — считается, что претерпевшим мучения и смерть за веру членам римской христианской общины II—III веков, в период гонений насчитывавшей несколько десятков тысяч человек. Церковь формально не канонизировала безымянных римлян, похороненных в подземных катакомбах (как и подавляющее большинство мучеников первых веков христианства, поскольку процедура канонизации известна на Западе только с конца X века[1], однако традиция их почитания насчитывает уже много веков[2].

Римские катакомбы не раз становились для Церкви своего рода «резервным фондом»: впервые гробницы были вскрыты в 537 году, во время осады Рима Витигесом; останки святых были перенесены в городские храмы. Позднее, в начале IX века, по приказу папы Пасхалия I из катакомб были извлечены останки ещё 2300 святых.

Новый интерес к «катакомбным святым» проснулся у католиков в XVI веке, когда в Европе бушевала Реформация. 31 мая 1578 года рабочие, трудившиеся на винограднике неподалёку от Соляной дороги, обнаружили провал, ведущий в катакомбы. Обнаруженное ими помещение было заполнено скелетами (по оценкам специалистов, их насчитывалось от 500 до 750 тысяч)[3]. Католическая церковь поспешила объявить скелеты останками христианских мучеников, и с этого момента они стали предметом экспорта Римской курии. Около двух тысяч скелетов, черепов и просто костей были отправлены в католические приходы в центральной Европе (в основном в Германии, Австрии и Швейцарии), чтобы заменить мощи, уничтоженные во время протестантской Реформации[3].

В XVI—XVII веках святые останки приобрели огромную популярность, особенно в Германии: каждая маленькая церковка, монастырь стремились заполучить «своего» святого; нередко богатые семьи выписывали из Рима останки для своих домашних часовен[3].

На сегодняшний день бóльшая часть останков «катакомбных святых» утрачена либо их местонахождение неизвестно. В 2013 году американский искусствовед Пол Кудунарис[en] опубликовал книгу «Heavenly Bodies», в которой рассказал об обнаруженных им останках, до сих пор хранящихся в различных храмах[4].