Катарино Венециано


Катарино ди Марко да Венеция (также Катарино, Катарино Венециано, Катерино; итал. Catarino di Marco da Venezia; Catarino Veneziano; работал во второй половине XIV века) — итальянский живописец.

Даты рождения и смерти художника неизвестны, сведения о нём крайне скудны. Имя Катарино впервые упоминается в документе от 1362 года. В 1367 году вместе с мастером Донато он получил 100 дукатов за работы в венецианской церкви Сант Аньезе; в документе речь идёт о большом расписном кресте, который нынче утрачен. В 1372 году Катарино написал «Коронование Марии» (на нём есть дата и подпись; произведение находится в галерее Кверини Стампалья, Венеция). В 1374 году создавал большой алтарь для венецианской церкви Сан Джорджо (утрачен). В 1375 году написал ещё одно «Коронование Марии» (Галерея Академии, Венеция). В 1386 году Катарино вместе с Донато и Пьетро ди Никколо выполнял заказы монастыря св. Платона в Задаре: большое Распятие и два алтаря. В 1390 году его имя упомянуто в последний раз: документ из Тревизо сообщает, что Катарино, живущий в Венеции возле ц. Св. Луки, был занят починкой (то есть реставрацией) креста в церкви Санта Мария Маджоре в Тревизо.

Исследователи полагают, что искусству он обучался на произведениях крупнейшего венецианского художника XIV века Паоло Венециано. В работах Катарино видно сильное византийское влияние, характерное для творчества Мастера Паоло. Вместе со своими коллегами — Донато и Стефано ди Сант Аньезе — Катарино продолжал использовать художественную формулу, выработанную его предшественником: статичные, иератически торжественные фигуры святых, богато декорированные яркой темперой и золотом. Сохранившиеся образцы работ показывают, что основанный на традиции язык его живописи не имел значительной художественной эволюции. В некоторых работах исследователи усматривают влияние Лоренцо Венециано и Джованни да Болонья. Большинство подписанных или приписываемых художнику произведений не имеют даты создания, поэтому попытки реконструкции его творчества носят гипотетический характер. Один из крупнейших знатоков старинной венецианской живописи Родольфо Паллуккини создал приблизительную хронологию творчества Катарино, расположив его работы в определённом порядке, однако его утверждения были частично оспорены. Особенную трудность в этом отношении представляют приписываемые Катарино «Мадонны с младенцем».

Судя по документам, Катарино неоднократно выполнял совместные работы с мастером Донато, однако большинство из них не дошло до наших дней. Единственное сохранившееся совместное произведение — икона «Коронование Марии» (137×77 см) из галереи Кверини Стампалья, Венеция. Эта икона, а также расписной крест (ныне утрачен), на котором стояли их подписи, ранее принадлежали венецианской церкви Сант Аньезе.