Катастрофа Ми-171 на Алтае


В катастрофе Ми-171 на Алтае 9 января 2009 года четверо человек были ранены, погибли семеро, в том числе полномочный представитель Президента РФ в Государственной думе Александр Косопкин. Вертолёт вылетел в 8:45 из Бийска, подобрал пассажиров-охотников в районе села Чемал и в 12:11 в результате человеческого фактора потерпел крушение, столкнувшись со склоном горы Чёрная. В поисковой операции, которая продлилась до 11 января, принимало участие 283 человека и 13 единиц авиатехники[1][2].

Разбившийся вертолёт Ми-171 авиакомпании «Газпромавиа» (регистрационный номер RA-22463) был произведён в конце 2007 года на Улан-Удэнском авиационном заводе. Налёт составил лишь 267 лётных часов при назначенном ресурсе 7500 лётных часов и сроке службы 25 лет[3]. Последнее плановое техническое обслуживание вертолёт прошёл 28 ноября 2008 года[2]. Одной из первоначальных версий был отказ двигателей, в дальнейшем вертолёт был признан полностью исправным[1].

11 июня 2009 года эксперты из Межгосударственного авиационного комитета по итогам расследования опубликовали финальный отчёт по результатам расследования авиационного происшествия, восстановив ход полёта и причины катастрофы[2].

9 января в 8:45 по местному времени (UTC+6) вертолёт с четырьмя членами экипажа взлетел с аэродрома города Бийска. В 9:30 совершил посадку на площадке «Турсиб» в районе села Чемал и без документального оформления и выключения двигателей взял на борт восемь пассажиров. В 9:35 вертолёт взлетел и взял курс в район населённого пункта Кош-Агач[2]. В телеграмме Росавиации, опубликованной 19 января, указано со ссылкой на показания выжившего второго пилота Максима Колбина, что в районе Усть-Сема командир воздушного судна потребовал от второго пилота уступить своё рабочее место пассажиру Владимиру Пидопригоре, командиру лётного отряда Горно-Алтайска. В дальнейшем Колбин в управлении вертолётом не участвовал и был в пассажирской кабине[3]. В 10:57 командир воздушного судна сообщил диспетчеру о прибытии в район Кош-Агач: «Будем работать аэровизуально на высоте 300 метров истинной, контрольная связь по нолям»[2].

В условиях гористой местности экипаж снизился на недопустимо малую высоту бреющего полета. Команда приступила к поиску, загону и отстрелу диких животных с высадкой охотников, а также к отстрелу животных с воздуха. При выполнении форсированного правого разворота при попытке захода для выполнения зависания и взятия на борт туши, вертолёт в 12:11 столкнулся с крутым склоном горы Чёрная (3431 м)[2].