Катастрофа A300 в Нью-Йорке


Катастрофа A300 в Нью-Йорке — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в понедельник 12 ноября 2001 года. Авиалайнер Airbus A300B4-605R авиакомпании American Airlines совершал плановый рейс AA587 по маршруту Нью-ЙоркСанто-Доминго, но через 1 минуту и 46 секунд после взлёта попал в спутный след от другого самолёта, вследствие чего произошёл отрыв вертикального хвостового стабилизатора и неуправляемый лайнер рухнул на жилой район боро Куинс в Нью-Йорке. В катастрофе погибли 265 человек — все находившиеся на борту самолёта 260 человек (251 пассажир и 9 членов экипажа) и 5 человек на земле.

Это вторая по количеству жертв катастрофа в истории авиакомпании American Airlines (первая — катастрофа DC-10 в Чикаго, 273 погибших). В связи с тем, что катастрофа рейса 587 произошла всего через 2 месяца и 1 день после атак на башни Всемирного торгового центра (ВТЦ), общественность долгое время полагала, что её причиной тоже стали действия террористов.

Airbus A300B4-605R (регистрационный номер N14053, серийный 420) был выпущен в 1987 году (первый полёт совершил 9 декабря под тестовым б/н F-WWAU). 12 июля 1988 года был передан авиакомпании American Airlines. Оснащён двумя двухконтурными турбовентиляторными двигателями General Electric CF6-80C2A5. На день катастрофы 13-летний авиалайнер совершил 14 934 цикла «взлёт-посадка» и налетал 37 550 часов[1][2].

В 09:14:30[* 1] Airbus A300B4-605R борт N14053 вылетел из аэропорта имени Джона Кеннеди с ВПП № 31L (левая) через 3,5 минуты после взлёта Boeing 747-400 авиакомпании Japan Airlines (рейс JAL 047 Нью-Йорк—Токио (аэропорт Нарита)).

В 09:15:30 при прохождении спутного следа второй пилот осуществил перекладку руля направления сначала влево, а затем вправо; этот манёвр был произведён 5 раз. В 09:15:45 рейс 587 вышел из зоны турбулентности, но второй пилот продолжал поворачивать руль направления то вправо, то влево, считая, что самолёт так летит из-за турбулентности.

В 09:16 вследствие приложения нерасчётной нагрузки произошло разрушение узлов крепления вертикального хвостового стабилизатора и он оторвался от фюзеляжа. Самолёт потерял управление и, вращаясь, понёсся вниз; за несколько секунд до столкновения с землёй из-за значительных перегрузок у самолёта оторвались оба двигателя.