Кафе «Централь»


Кафе «Центра́ль» (нем. Café Central) — популярная венская кофейня, расположенная на улице Херренгассе во Внутреннем Городе. Кафе занимает первый этаж бывшего здания банка и фондовой биржи, которое сегодня называется дворец Ферстеля в честь его архитектора Генриха фон Ферстеля[1].

Кафе открыли в 1876 году братья Пахи. После сноса дворца Дитрихштайна, в котором размещалось кафе «Гринштайдль», в конце XIX века кафе «Централь» превратилось в одно из основных мест, где собирались представители культуры Вены. Постоянными посетителями кофейни были Петер Альтенберг, Теодор Герцль, Альфред Адлер[2], Эгон Фридель, Гуго фон Гофмансталь, Антон Ку[d], Адольф Лоос, Лео Перуц, Роберт Музиль, Стефан Цвейг, Альфред Польгар, Адольф Гитлер и Лев Троцкий. В 1913 году постоянными посетителями заведения были Иосип Броз Тито, Зигмунд Фрейд, Сталин и Владимир Ленин. В кафе регулярно играли в игры Таро семьи Тарок, и Тэпп Тарок  (англ.) был особенно популярен в период между мировыми войнами.

С октября 1907 года до начала Первой мировой войны в Вене проживал эмигрировавший из России Лев Троцкий. В кафе «Централь» Троцкий был постоянным клиентом[3] и часто играл там в шахматы. Известен исторический анекдот о том, что австрийского политика графа Генриха Клам-Мартиница как-то спросили по поводу возможности революции в России. Политик якобы ответил: «Кто же будет делать революцию? Может, господин Бронштейн из кафе „Централь“?» В 1907—1912 годах по четвергам в кафе «Централь» проходили собрания учёных, также известные как Первый венский кружок или протокружок[4].

Кафе закрылось по окончании Второй мировой войны. В 1975 году, после ремонта дворца Ферстеля, кафе «Централь» вновь открылось, но уже не во внутреннем дворе здания, а в бывшем помещении ранее размещавшегося во дворце банка. В 1986 году в кофейне был произведен ещё один дорогостоящий ремонт. В настоящее время кафе «Централь» с его литературной историей является туристической достопримечательностью австрийской столицы. Ироничному критику Вольфраму Зибеку разноцветные высокие своды и патетически парящие многочисленные светильники в кафе «Централь» напомнили Казанский вокзал, «куда прибывают поезда из Казахстана и других восточных республик», и только рояль, стоящий в центре помещения в окружении шести мощных колонн, даёт посетителю понять, что он находится не в Москве, а в «музыкальном сердце Европы»[5].