Кацнельсон, Григорий Михайлович


Григорий Михайлович Кацнельсон (1 декабря 1974) — российский живописец и график, художник книги, поэт, автор текстов, арт-объектов и инсталляций.

Учился в СХШ (1986—1991), впоследствии окончил графический факультет РГПУ Герцена (1993—1997); преподаватели — Валентин Чиков. Член секции графики СПб Союза Художников России (с 1999); член Товарищества «Свободная культура» (Пушкинская-10); член Санкт-Петербургского Творческого союза художников (IFA) (с 2007). Занимается авторской книгой и Книгой художника в собственном издательстве Асф-АльтЪ Издат (до 2015) и в издательстве WRONG BOOK (c 2015 года)[1].

Ведущим мотивом в творчестве художника является пейзаж. Из авторского текста художника к выставки в галерее Борей (2019, СПб):

…Возможно, пейзаж существует здесь обособленно, как прямоугольная фраза, вырванная из контекста мира-фильма. Человек просто несёт пейзаж внутри или вокруг себя. Он произносит слова на полях. Он мешает пейзажу, закрывая его своим носом и телом. Человек и пейзаж отражаются друг в друге зеркально. „Человек с пейзажем“ — это почти что „Человек с киноаппаратом“. Пейзажи, люди, буквы, книги и фильмы очень похожи. Больше того — они выигрывают от соседства друг с другом. Хотя и двигаются, как и известно, в разные стороны[2].

Григорий Кацнельсон экспонент ряда значительных персональных[3] и коллективных выставок; так же он является частым участником крупных групповых изданий в формате КХ: Metamorphosis. LS Van Abbemuseum. — 2013[4]; Маяковский—Манифест (2014)[5][6][7]; ПтиЦЫ и ЦЫфры (2015)[8]; Jubilaeus. LS Van Abbemuseum. — 2018[9]; Русский Букварь. М. — 2018[10]; Поэзия неведомых слов. Вариации в кириллице. М. — 2019; ИЛИ@ЗДА. М. — 2019[11] Город как субъективность художника (2020)[12][13][14]. Учредитель, издатель и художник журнала неровной поэзии и графики «УХО ВАН ГОГА» (2005—2013). С 2015 работает в артели художников «Неправильная Книга» (WRONG BOOK)[15]. Лауреат премии имени Михаила Анемподистова за лучшую обложку белорусской книги (Минск, 2019). Работы художника входят в фонды постоянного хранения ряда крупных музеев России, Европы и Америки[16].

2005 «Для голоса! Книга русского авангарда 1910-1934. Книга художника 1970-2005», Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург