Качество жизни (здравоохранение)


 Качество жизни (здравоохранение) — оценка повседневного благополучия человека, включающая все физические, эмоциональные и социальные аспекты. В здравоохранении существует собственное понятие качества жизни, связанное со здоровьем человека. Это определение позволяет оценить такие состояния, как болезнь, расстройство и инвалидность, а также предположить влияние этих состояний на благополучие человека [1][2].

Ранние версии показателей качества жизни, связанного со здравоохранением, относились к простой оценке физических возможностей внешним оценщиком (например, пациент способен вставать, есть и пить, а также соблюдать личную гигиену без какой-либо помощи со стороны других) или даже к одному измерению (например, угол, под которым можно было согнуть конечность). Современная концепция качества жизни, связанного со здоровьем, признает, что испытуемые соотносят свое фактическое положение со своими личными ожиданиями [3]. Последние могут меняться с течением времени и реагировать на внешние воздействия, такие как продолжительность и тяжесть болезни, поддержка семьи и т. д. Как и в любой ситуации, предполагающей множество точек зрения, было обнаружено, что оценки пациентов и врачей одной и той же объективной ситуации существенно различаются. Поэтому качество жизни, связанное со здоровьем, в настоящее время обычно оценивается с помощью анкет пациентов. Они часто многомерны и охватывают физические, социальные, эмоциональные, когнитивные, связанные с работой или ролью и, возможно, духовные аспекты, а также широкий спектр симптомов, связанных с болезнью, побочными эффектами, вызванными терапией, и даже финансовыми последствиями заболеваний [4].