Каюм Насыри


Габделькаюм Габденнасырович Насы́ров (Каю́м Насыйри́) (тат. Qayum Nasıri, Каюм Насыйри; 2 [14] февраля 182520 августа 1902) — татарский учёный-этнограф, литератор и просветитель XIX века, автор более 40 научных работ.

Родился 2 февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольский район Республики Татарстан) в семье известного богослова и мастера каллиграфии Габденасыра бин Хусейна. Известно, что родоначальником этой был некий Бираш баба, обосновавшийся на правобережье Волги ещё во времена Казанского ханства. С тех пор на протяжении нескольких столетий многие его потомки являлись признанными лидерами местных мусульман, исполняя обязанности сельских старост и указных мулл.

Дед Каюма — Хусейн бин Альмухамед, окончив медресе Сагита Ахметова в деревне Берези (ныне Атнинский район Республики Татарстан), во второй половине XVIII — начале XIX века был имамом в Верхних Ширданах, занимался преподавательской и научной деятельностью. Он оставил ряд рукописных трудов по арабскому синтаксису и грамматике, пользовавшихся популярностью у шакирдов того времени. Его сын Габденасир, несмотря на богословское образование, полученное в Казани, так и не стал проповедником. Однако, подобно своему отцу Хусейну, он достаточно плодотворно занимался теорией арабского языка и профессиональной перепиской восточных книг.

Таким образом, судьба Каюма Насыри была во многом предопределена семейной историей и традициями. Освоив основы грамоты и веры в деревенском мектебе, он по совету отца в 1855 году уезжает в Казань в медресе при пятой соборной мечети, где тогда преподавал их земляк и давний друг Ахмед бин Сагит аш-Ширдани (1793—1863). Этот священнослужитель был известен, как прогрессивный имам, убежденный сторонник религиозного реформатора Г. Курсави. Учёба под началом такого человека помогла Каюму развить любознательность и критическое мышление. За короткое время он освоил турецкий, арабский и персидский языки, основы мусульманской философии и права. Большой интерес проявлял молодой человек к изучению русского языка. Вероятно, в поисках живого общения и литературы Каюм познакомился с представителями русской интеллигенции и православными миссионерами, которые вскоре сами предложили одаренному мусульманину занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище.

В 1855 году Каюм Насыри начал давать уроки будущим христианским священнослужителям, и через несколько лет, набравшись педагогического опыта, перешел на аналогичную работу в Казанскую духовную семинарию. Для мусульманина это был по-настоящему смелый, даже отчаянный шаг. Общественное мнение казанских татар в то время категорически не одобряло сотрудничество правоверных мусульман с православным государством в образовательной сфере.